Сабит Кадыров родился 1 сентября 1926 года в селе Жертумсык Павлодарского района. Он рано потерял мать, а с началом войны его отец Кадыр ушел на фронт и погиб в 1942 году под Сталинградом. К тому времени Сабит уже вовсю работал в Павлодаре формовщиком артели «Металлист». Затем перешел на оборонный завод, где изготавливал мины. За ударный труд ему вручили велосипед. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Детей фронтовиков в те времена собирали на учёбу в ФЗУ, где обеспечивали жильём и питанием, выдавали форму. А в 1948 году после окончания ремесленного училища прошел обучение на курсах путевых обходчиков при угольном разрезе №4 комбината «Карагандауголь». В этом качестве и начал трудиться на разрезе. Пришла пора, и он отслужил в армии. А после демобилизации вновь вернулся на ставшее уже родным угольное предприятие. И здесь уговорил своего начальника участка отправить его на курсы экскаваторщиков. После обучения был назначен помощником машиниста ковшового экскаватора.

В Экибастуз приехал, когда здесь состоялся пуск Иртышского угольного разреза №1. И очень нужны были знатоки своего дела, умеющие мастерски выполнять самые сложные задачи, коих в освоении нового угольного месторождения всегда хватало с лихвой. Сабит очень скоро доказал, что в его мастерстве и трудолюбии никому не стоит сомневаться. А уж характер у него был что надо. Он сам себя называл «фэзэушником». Те, кто прошел суровую школу фабрично-заводского обучения, хорошо знают, что это такое — жить годами вместе в одном мальчишеском коллективе. Так что с чувством коллективизма, задатками лидерских качеств было всё нормально. Потому Кадырову, быстро завоевавшему авторитет в коллективе, через год поручили возглавить бригаду вскрышников. Бригадир из него получился отменный. Потому что он знал и понимал, что такое мужской коллектив, что такое настоящая дружба. Потому что ценились в бригаде товарищеская помощь, надёжное плечо друга. Но и от ответственности, выполнения своих функциональных обязанностей никто не увиливал. Надо — значит, надо. Положено узел смазывать — смазывай, надо прибраться — подметай! Вроде бы простые истины, но, когда они как-то незаметно, буднично входят в привычку, это сказывается на общем деле бригады, которая стала тоже как-то буднично, привычно занимать призовые места в социалистическом соревновании.

Всему этому, помимо трудового энтузиазма, мастерства членов бригады, соблюдения трудовой дисциплины, имелась ещё и другая причина. Всё новое, передовое сразу подхватывалось в этом дружном коллективе. Сколько рационализаторских предложений по повышению производительности труда на угольных разрезах внесли Кадыров и его коллеги, сейчас трудно уже и сосчитать. А идеи Сабита по изменению технологии выемки вскрыши встречали в штыки. Но характер у него был не такой, чтобы сразу сдаваться. Не хватает знаний? Поступает и успешно заканчивает учёбу в вечернем горном техникуме. Не хватает собственного авторитета? Едет в Костанайскую область на Соколовско-Сарбайский горнообогатительный комбинат за опытом к гремевшему тогда на весь Советский Союз Герою Социалистического труда Е.П.Антошкину. Производительность труда в бригаде Евгения Порфирьевича была такая, что они за два года выполняли план пятилетки. Ну и что от того, что в Сарбайском карьере добывают железную руду, а в Экибастузе — уголь? Работают ведь они на одинаковых четырехкубовых экскаваторах, которые позже сменили на восьмикубовые. Главное — в организации работы. Поездка в Костанай оказалась весьма плодотворной и помогла заткнуть рты оппонентам Кадырова, не желающим никаких перемен на разрезе, привыкшим жить по старинке.

Вроде бы всё шло хорошо на работе у становящегося уже знатным Сабита Кадырова. В республике ему еще в 1964 году присвоили звание «Заслуженный шахтер Казахской ССР». Полным кавалером знака «Шахтерская Слава» всех трёх степеней стал через десять лет. За заслуги в выполнении семилетнего плана в 1966 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении производственных заданий пятилетнего плана по развитию угольной и сланцевой промышленности и достижение высоких технико-экономических показателей, Сабиту Кадырову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». А уж сколько удостоверений к знакам «Победитель социалистического соревнования» хранится в семьях его детей, трудно сосчитать. Серебряная медаль ВДНХ СССР свидетельствует о том, что опыт передовой бригады Сабита Кадырова был изучен и рекомендован для всех предприятий угольной промышленности необъятной страны. Ведь высокая организация труда в бригаде шахтеров Экибастуза позволила в два раза сократить время на подготовительно-заключительные операции и технологические перерывы, уменьшить длительность цикла экскавации. Применение рациональных приемов выполнения операций, поиск и использование скрытых резервов позволило достигать экибастузской бригаде высоких результатов в работе.
Но не только разрезом ограничивалась деятельность бригадира. В движении за коммунистическое воспитание подрастающего поколения бригадир принимал самое активное участие. В школах города и горном техникуме Кадыров был частым гостем. На своём личном примере рассказывал, как круглый сирота стал Героем Социалистического Труда СССР, избирался делегатом партийных съездов, ездил по стране на всевозможные форумы по обмену опытом, откуда привозил немало идей для применения всех этих новинок производства на своём разрезе. Говорил, что надо учиться всю жизнь. Ведь и его от работы во время учёбы никто не освобождал. К тому же, у него семья и дети. А как не учиться, не пополнять знания, ведь когда он переехал в Экибастуз, на вскрышных работах использовали только механические лопаты с емкостью ковша 4 кубометра, а потом перешли на экскаваторы с емкостью ковша 8 кубометров. А это уже совсем другие механизмы, узлы. И всё это надо изучать, осваивать, и без учёбы тут никак.
Вспоминал он и такой эпизод из своей трудовой биографии, когда ему предложили стать бригадиром на экскаваторе, который буквально рассыпался, хотя по срокам машина должна была работать вполне исправно. Не очень-то хотелось ему идти работать на такую развалину. Но он ведь был коммунистом, и ему доверяли подтянуть отстающих. Тяжелее всего было не восстановить разбитую машину, а настроить своих членов бригады на плодотворную работу и веру в общий успех. Приходилось своих машинистов и помощников буквально заставлять учиться. Но упорство бригадира принесло свои плоды. Бригада по показателям сравнялась с другими, а вскоре и вырвалась вперёд по производительности.
ЦК ВЛКСМ оценил многолетние заслуги Сабита Кадырова и наградил его значком «Мастер-умелец». Ведь его бригада установила немало рекордов производительности. Когда горняки развернули соревнование за достижение проектной нагрузки на горную технику, то кадыровцы шли в первых рядах стахановцев. Бригадир воспитал десятки молодых рабочих, которые уже самостоятельно показывали образцы поистине ударного труда. Своих детей Сабит-ага воспитывал в строгости. Всего надо добиваться своим трудом — учил он. И всегда призывал к скромности. Сыновья Серик и Талгат также связали свою судьбу с Экибастузским угольным месторождением. Первое время отец, конечно, волновался за своих наследников, но вскоре стал радоваться, что всё у них идет нормально. Дети спокойно и уверенно вошли в рабочую среду.
А сам Сабит по состоянию здоровья с 1984 года уже не мог работать на разрезе, но и расставаться с экскаваторами никак не хотел. Отличное знание техники позволяло ему не только успешно справляться с обязанностями слесаря-ремонтника в механическом цехе угольного разреза «Южный», но и обучать молодёжь всем премудростям горного дела. А когда у тебя есть достойные воспитанники, то и дело твое не прервётся. Потому Сабит Кадыров до конца своих дней был уверенным в завтрашнем дне Экибастузского угольного месторождения.
На днях на вокзале женщина из Аксу делилась своим мнением о нашем городе с другими пассажирами. «Была я в вашем парке, какая там стройка разворачивается, обзавидовалась вся. А то у нас огромный торговый дом влепили в парке. И вашу старинную статую шахтера, которую перенесли с центральной улицы, посмотрела. И это все памятники шахтёрам? У нас, в маленьком Аксу установлены СЕМЬ бюстов: три — Героям Советского Союза, четыре — Героям Социалистического Труда. Неужели ваши такое не заслужили? А уж про то, что до сих пор у вас нет улицы Героя Социалистического Труда Сабита Кадырова, я вообще промолчу. Даже мемориальную доску не можете установить на доме, где он жил. Семьдесят лет добываете уголь, а чтить память своих Героев так и не научились».
Горькие, обидные слова все выслушали в полном молчании. А что я мог ответить? Полузабытые герои у нас как-то получаются. Раз в году, конечно, газета про них напишет. И это всё?
Жумагали СЕЙТЕНОВ.
Фото Владимира Голянского, Николая Кузнецова и семейного архива Кадыровых