Год назад в Экибастузе открылся логопедический центр «DIALOG». Его руководитель — магистр педагогических наук, логопед-дефектолог Назерке Аянгалиевна Сагиндикова, вместе с коллективом за год добились значительных успехов — в центре уже закончили обучение более 80 детей с самыми разными проблемами, начиная от дефектов речи до расстройств аутистического спектра. Подводя итоги первого года работы, Н.Сагиндикова рассказала и о других направлениях своей деятельности, в том числе, в качестве ментора образовательных программ, направленных на реабилитацию детей с проблемами развития.

— Самый главный результат нашей работы — это результаты детей, — поделилась руководитель. — Так как, открывая центр, набирая сотрудников, у меня была цель — помочь детям и родителям, которые обращаются к нам. Первоначально речь шла о логопедическом направлении, работе с детьми, у которых есть задержка речевого развития, дефекты речи и другие. Но довольно быстро стало понятно, что в Экибастузе с каждым годом все распространеннее такие проблемы, как сенсомоторная алалия, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра. К нам приходят дети с установленным диагнозом — аутизм. И благодаря слаженной работе специалистов и родителей удается добиться конкретных результатов, будь то восприятие обращенной речи, навыки обучения. У ребят запускается процесс общения, они начинают понимать, когда к ним обращаются родители и педагоги, и отвечают словами и действиями.
В логопедическом центре «DIALOG» сегодня работают восемь дипломированных специалистов, в том числе профессиональный тренер по лечебной и адаптивной физической культуре Талим Айдарович Амангельдинов. Набирая штат сотрудников, руководитель центра сделала упор именно на образование в направлении «дефектология», так как в работе с пациентами организации одним педагогическим дипломом не обойтись. Расширила и свою сферу знаний: по примеру родной сестры, которая является руководителем Ассоциации логопедов-дефектологов Казахстана, получила образование по специальности «логопед-дефектолог». Тандем Назерке Сагиндиковой и Шолпан Нурахметовой позволил поднять уровень дефектологической работы в разных городах Казахстана.
— Работа в центре «DIALOG» ведется по методикам Польши, России, Грузии, — рассказала Назерке Аянгалиевна. — Самая главная из которых — пирамида Вильямса и Шелебергера. Это наглядная схема процессов психологического созревания человека. Основой, фундаментом является зрелость центральной нервной системы, а на самой вершине — развитие познавательных способностей. Прежде чем добраться до этой вершины, необходимо пройти все ступени. Поэтому для решения проблем с речью, коммуникацией и обучением мы предлагаем сначала улучшить сенсомоторные навыки ребенка, занимаемся адаптивной физкультурой и другими практиками. К примеру, основа польской методики — это сенсорная интеграция, которая помогает маленьким пациентам по-настоящему видеть и понимать внешний мир, звуки, обращенную к ним речь. Как оказалось, сегодня коррекционное направление внешкольного образования очень актуально: во всех крупных городах Казахстана открылись подобные центры. Но далеко не все специалисты, которые работают с детьми, имеют возможность пройти обучение за рубежом. Поэтому меня, с учетом достигнутых результатов в Экибастузе, приглашают в качестве спикера на семинары для педагогов-дефектологов.
Семинары-практикумы с участием руководителя Экибастузского логопедического центра уже прошли в городах Семей, Тараз, Кызылорда, Шымкент, Астана, Алматы. По словам Н.Сагиндиковой, в течение двухдневного семинара дефектологам-логопедам дается большая база знаний и практических методик. Каждый обучающий семинар собирает 70-80 педагогов, работающих в сфере коррекционного внешкольного образования.
По приглашению отдела образования Назерке Аянгалиевна выступила на августовской конференции педагогических работников Павлодарской области перед руководителями дошкольных организаций. Рассказав о методике, основанной на пирамиде Вильямса и Шелебергера, руководитель центра «DIALOG» предложила свои идеи для инклюзивного дошкольного образования. По мнению нашей собеседницы, в каждом детском саду можно внедрять практические упражнения, которые помогут детям развивать речь, мышление и сенсомоторные навыки.
Тем более, что с каждым годом проблема задержки речевого и психического развития у детей становится все масштабнее. Появился даже специальный термин, обозначающий причину подобных проблем — «цифровой аутизм». При возникновении каких-либо проблем, будь то отставание речевого развития, симптомов, свойственных расстройству аутистического спектра — повторяющихся движений, неспособности малыша отозваться на имя и посмотреть в глаза — педагог-дефектолог рекомендует сразу же обращаться к специалистам.
— Многие родители обращают внимание только на речь, — говорит руководитель центра «DIALOG». — Но ребенок начнет разговаривать только если начнет понимать обращенную к нему речь. Прогноз детей с сенсомоторной алалией зависит от возраста обращения, степени и запущенности проблемы и, самое главное, заинтересованности родителей в дальнейшей работе. Мы, педагоги, с детьми только короткое время в течение занятий, остальную жизнь дети проживают рядом с родителями. Не надо бояться коррекционного детского сада, а также направления в ПМПК. Да, проблемы у наших пациентов разные, но даже детям с диагнозом «аутизм» можно помочь коммуницировать, обучаться и интегрироваться в общество.
К.КОЗЛОВА.
Фото из архива Н.Сагиндиковой.