В 2025 году филиал АО «ЕЭК» — разрез «Восточный» отмечает значимый юбилей — 40 лет со дня основания. За эти десятилетия предприятие стало не просто производственной площадкой, а символом профессионализма, инженерной мысли и верности делу. О ключевых этапах развития, инновациях и людях, стоящих за успехами, мы поговорили с директором разреза Юрием Александровичем Личманом.
— Юрий Александрович, здравствуйте. Прошёл ровно год с момента запуска «нового» подъёмного конвейера на отвале «Конвейерный». Какие итоги можно подвести?
— Да, действительно, 13 августа 2024 года был введён в эксплуатацию подъёмный конвейер, собранный на новом месте из угольного оборудования. С тех пор многое сделано, и я с уверенностью могу сказать — решение было абсолютно верным. Только из зоны ЦПВК было отработано 12 миллионов кубометров вскрыши, из которых 11 миллионов вывезено именно конвейерами. Это наглядный пример эффективности и устойчивости всей технологической схемы, в прямом смысле — в процессе реновации были усилены бетонные фундаменты двух конвейеров на отвале.
— В связи с чем назрело решение использовать угольный конвейер для вскрышных работ?
— Ещё в 2015 году мы начали анализировать альтернативы замене подъемного конвейера Takraf, к тому моменту, загруженному на 100% тяговой мощности. И тогда появилась идея: вместо покупки нового оборудования стоимостью около 7 миллионов долларов, адаптировать имеющийся угольный подъёмный конвейер производства «СибТяжМаш». По своим параметрам — высоте подъёма, тяговому усилию, скорости, геометрии — он подходил для вскрышных задач. Это решение позволило заменить сразу два конвейера ОДНИМ и существенно снизить затраты.
— Насколько сложной была реализация этого проекта?
— Это была серьёзная инженерная задача. Демонтаж начался в 2023 году силами наших специалистов. Монтаж на новом месте проводился в условиях действующего отвала, при работающем отвалообразователе. Огромную работу выполнили ТОО «ЭТЭМ» и наша служба автоматизации совместно с ТОО «Силумин Восток». Особой задачей стала адаптация высоковольтной системы частотного регулирования скорости на напряжении 6000В с остальной частью комплекса, работающей на напряжении 690В. Это фактическая интеграция двух разных технологических эпох — настоящее инженерное достижение.
— Какие выгоды удалось достичь благодаря введению в эксплуатацию нового подъёмного конвейра?
— Одна из главных задач, которую удалось решить — экономия собственных средств. Мы не только обошлись без закупки нового оборудования, но и использовали ленту, приобретённую ещё в 2012 году. Её ширина была уменьшена с 2000 мм до 1800 мм, что позволило дополнительно снизить бюджет проекта на 1 миллион долларов. Но главное — мы не допустили остановки вскрышных работ, что критически важно для стабильной добычи.
— Как повлиял запуск нового конвейера на производительность и показатели производства?
— Формирование нижнего яруса высотой 70 метров повысило приёмную способность комплекса и увеличило его производительность. Были усилены фундаменты смежных конвейеров, выполнен технологический переход на следующий ярус. Конечно, временные остановки были, но мы прошли этот этап достойно, без серьёзных сбоев в ключевых процессах.
— Какие достижения особенно впечатляют с точки зрения производительности?
— За прошедший год мы видим значительные изменения производительности вскрышного комплекса. На примере циклично-поточного вскрышного комплекса, который установил абсолютный рекорд, — это более 61 тысячи кубометров вскрыши в сутки; внешний объём вскрышных пород, вывозимых в сутки, достиг 115 тысяч кубометров. Как следствие, в месяц теперь мы способны перевозить 2964518 кубических метров — это тоже исторический максимум по внешней вскрыше, при этом участие ЦПВК в этом объеме превысило рекордные 1264000 кубических метров.
Эти цифры — результат высокоэффективной схемы и профессионализма команды, и подтверждение мудрости решений, принятых десять лет назад .
— 40 лет — серьёзная дата. Как вы оцениваете путь, пройденный разрезом «Восточный»?
— Это путь длиной в поколение. За 40 лет «Восточный» прошёл огромный путь: от первых тонн угля до внедрения роботизированной техники. Всё, чего мы достигли, — это результат упорного труда, ответственности и инженерного подхода. Каждый метр вскрыши, каждый рейс самосвала — это вклад людей, которые верят в своё дело.
— Что выделяет разрез «Восточный» среди других предприятий отрасли?
— Мы внедряем технологии, которые ранее не применялись в Казахстане. Например, роботизированные БелАЗы, которые вывозят вскрышные породы без участия человека. Это первый такой опыт в стране. В 2025 году были запущены пять новых автосамосвалов Komatsu HD-1500, также впервые в Казахстане. Это не просто техника — это новая ступень нашей эффективности, безопасности и надёжности.
— Какие подразделения сыграли ключевую роль в становлении предприятия?
— Особые слова благодарности — железнодорожному цеху. Он десятилетиями был основой логистики. Сегодня мы внедряем новые транспортные решения, но помним вклад тех, кто создавал этот фундамент. Их труд — часть нашей ДНК.
— Каковы итоги 40 лет работы необходимо озвучить?
— Общий объём вывезенной внешней вскрыши составил более 750 миллионов кубометров. И мы достигли этих цифр досрочно. Это символ нашей философии — работать на результат и с опережением. Но это не просто статистика — это подтверждение правильных решений и командной работы.
— Какие задачи стоят перед предприятием в ближайшем будущем?
— Перед нами — дальнейшее развитие: техническое обновление, цифровизация, рост квалификации персонала, повышение экологичности и безопасности. Я уверен, что благодаря слаженной работе команды мы выполним планы и выйдем на новые рубежи. Ведь правильные технические решения подтверждаются статистикой. Мы верим, что у нас всё получится.
— Что бы вы хотели сказать коллективу в честь юбилея?
— Каждый сотрудник предприятия вносит свой значительный вклад в развитие угледобывающей отрасли города и страны. Работники разреза «Восточный» АО «ЕЭК» — профессионалы своего дела. Подтверждением этого можно назвать проходивший конкурс «Лучший по профессии — 2025» среди работников дивизиона «Уголь», приуроченный ко Дню шахтёра и 40-летию предприятий. Соревнования состояли из двух этапов: теоретической и практической части. Конкурс охватил пять ключевых компетенций, став платформой для демонстрации профессионализма, обмена опытом и повышения квалификации сотрудников. Работники разреза «Восточный» продемонстрировали отличные результаты. Среди победителей — электрогазосварщик Сергей Болотин, водитель погрузчика Аслан Сейсенбаев, водитель большегрузного автомобиля Бауыржан Исенов, машинист тепловоза Александр Коник. И, конечно, в нашем большом коллективе много талантливых спортсменов, защищающих честь родного города на соревнованиях высокого уровня.
С юбилеем, разрез «Восточный»! Это больше, чем предприятие — это наша гордость, наша история и наше будущее. Спасибо каждому, кто трудился и трудится здесь. Ваша энергия, профессионализм и вера в дело — основа всех наших достижений. Вперёд — к новым победам!
— Спасибо за беседу, Юрий Александрович. Поздравляем вас и коллектив с юбилеем и желаем новых успехов!
— Спасибо. Все наши успехи — это заслуга команды. Работаем дальше. Вперёд — к новым высотам!
М.Молдахметова, Э.Даутов.
Фото из архива разреза «Восточный».




