Экибастузцы, посещающие крупные города Казахстана и дальнего зарубежья, мечтали о том, чтобы сервис по прокату электросамокатов появился и в родном городе. Мечта сбылась этим летом. Правда, как оказалось, не все так радужно.
Несмотря на предупредительные стикеры на каждом самокате, где написаны правила, начало использования электросамокатов ознаменовалось штрафами. Уже 7 родителей привлечены за то, что дают право управлять малым транспортным средством несовершеннолетним детям. По статье 127 части 3 за это нарушение предусмотрен штраф в размере 20 МРП.
Заместитель начальника местной полицейской службы майор полиции Медет Бейсенов напоминает:
— С августа этого года в закон «О дорожном движении» введены поправки в части эксплуатации малых электрических транспортных средств и электрических самокатов. Так, в Закон включены ранее отсутствовавшие понятия «электрический самокат» и «малое электрическое транспортное средство» (пункты 53-1) и 57) статьи 1 Закона «О дорожном движении»). В статье 57 определяются права и обязанности водителей электрических самокатов, малых электрических транспортных средств.
Электросамокат — участник дорожного движения. Если на нем катается ребенок, то он должен двигаться только по тротуару и специальным велосипедным дорожкам, следуя правилам поведения малых транспортных средств на тротуаре. Как только человек на электросамокате оказывается на дороге, он становится участником дорожного движения. А участник дорожного движения должен иметь водительские права, возраст от 16 лет для малого транспорта и 18 — для остальных видов транспорта. Водители малого транспорта должны быть в шлемах и должны следовать правилам дорожного движения. За несоблюдение этих правил предусмотрены штрафы.
Также Медет Бейсенов отмечает, что не только несовершеннолетние водители малого транспорта нарушают закон. Немало среди непутевых водителей и взрослых.
— Велосипедисты и самокатчики часто забывают, что при передвижении по пешеходному переходу они должны спешиваться и вести колесный транспорт рядом с собой. За несоблюдение этого правила есть штраф по статье 615 Кодекса об административных правонарушениях (Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения) в виде 1 МРП.
Конечно, самым распространенным видом ДТП остается превышение скоростного режима на автомобиле. В этом году в Экибастузе вырос процент дорожно-транспортных происшествий. За 7 месяцев с начала 2024 года зарегистрировано 89 фактов ДТП, что на 35% больше, чем в прошлом году. Погибли 7 человек (в 2023 г. — 8), 102 человека получили телесные повреждения различной степени (в 2023г. — 78). Причины аварий — вождение в нетрезвом виде, превышение скорости, опасные маневры, несоблюдение дистанции, трое водителей уснули за рулем при движении на автобане. Последний такой случай произошел на днях: женщина уснула за рулем, произошло опрокидывание автомобиля, в результате 4 человека доставлены в больницу.
Семнадцать ДТП произошли с участием несовершеннолетних. Показатель вырос на 100% по сравнению с прошлым годом (в 2023 году — 6 ДТП).
— С участием скутеров произошло 3 дорожно-транспортных происшествия, при которых 1 человек погиб и 3 человека получили серьезные телесные повреждения, — отметил майор полиции.
Чтобы стабилизировать ситуацию, учитывая рост числа участников дорожного движения, таких как мопеды, скутеры и иные малые транспортные средства, по словам Медета Бейсенова, в настоящее время рассматривается предложение о запрете мопедам и мотоциклам ездить с 10 часов вечера до 6 утра по центральным и густонаселенным улицам города. Также будут предусмотрены штрафы за нарушение тишины этими видами транспорта. Пока предложение находится на рассмотрении, но учитывая опыт Астаны (на главных улицах столицы расположены знаки, запрещающие движение мопедов и мотоциклов без глушителей в ночное время), полицейский полагает, что его примут.
Спикер также разъяснил правила регистрации мопедов, которые регламентированы дополнениями в закон «О дорожном движении».
— Водители мопедов должны пройти легализацию в течение полугода после приобретения малого транспортного средства. Категорию А1 можно получить с 16 лет, при условии, что двигатель транспортного средства не превышает 125 кубов. Все, что выше этого показателя, приравнено к мотоциклам. Права на вождение мотоцикла можно получить только с 18 лет. Таким образом, мы видим, что вождение мопедов невозможно несовершеннолетними детьми. На мопедах детям до 16 лет кататься запрещено! — подчеркнул спикер.
Хочется напомнить, что с начала летнего сезона произошло 3 ДТП с участием мопедов, в результате несоблюдения правил дорожной безопасности 1 человек погиб, трое травмированы. Погибшему парню было всего 17 лет…
— Родителям следует хорошо подумать: стоит ли покупать такую опасную игрушку как мопед, скутер или мотоцикл своему ребенку? Сможет ли он обеспечить его безопасность и безопасность других людей? Нужно ли рисковать жизнью и здоровьем своего ребёнка ради развлечения, если оно опасно?..
П.Охотникова.
Фото автора.