«Помнится, когда по степной дороге мы впервые ехали в Экибастуз, на обочине увидели одинокий тополь и бескрайнюю, без единого кустика, степь. И так запомнился нам этот тополек, что на новом месте мы сразу же стали строить планы по озеленению города, который нам еще предстояло возвести. Уже весной 1949 года заложили питомник в районе нынешней парковой зоны, и праздником для всех стала первая цветущая яблоня. Через год от степного суховея все деревья того первого поколения погибли, но на их месте мы посадили новые… И они выжили! Мы, старожилы, в свое время мечтали о большом утопающем в зелени городе. Мечтать хорошо. Но нужно и действовать. Уверен, что только совместными усилиями горожан этого можно достичь…»
Это — слова из выступления Почетного гражданина Экибастуза, кавалера ордена «Знак Почета», кавалера знака «Шахтерская Слава» всех трех степеней, награждённого медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны» Николая Ивановича Петренко на встрече с молодёжью. Человеку интересной судьбы было что рассказать юному поколению.
Родился Мыкола в 1913 году в Полтавской области в большой крестьянской семье. Сытым своё детство он назвать никак не мог. После Великой Октябрьской социалистической революции для всех детей Советского Союза был один девиз: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». А школа-то за семь километров в соседнем селе. Но не пропускал занятий любознательный мальчишка, хотя у него и одёжки даже хорошей не было. А первые сапоги в своей жизни он справил только после окончания семилетки. Зато он много читал, хорошо учился и поступил в Полтавский землеустроительный техникум. После окончания учебы молодого специалиста направили в Артемовск, а затем в Старобельский район. Во времена коллективизации работы землемерам доставалось. Ведь измерять посевные площади для создающихся колхозов приходилось сотнями гектаров. А затем юноше призывного возраста пришла повестка из военкомата. Попал на самый боевой тогда рубеж — на Дальневосточный фронт. Там и принял первое боевое крещение, участвуя в боях за озеро Хасан.
Не успел он после демобилизации отдохнуть хорошенько, как в мае 1941 года приходит повестка, в которой говорится, что младший лейтенант запаса Мыкола Петренко обязан прибыть в Полтавский НКВД. Призвали его строить объект большой стратегической важности — аэродром. В песчаном карьере, в который Петренко назначили десятником, работали круглосуточно. Сотни крестьянских телег нескончаемой вереницей возили песок на строящийся объект. Внезапно начавшаяся война сорвала все планы строителей. В составе 37-го армейского полевого саперного управления НКВД в должности помощника командира роты по технической части он участвует в возведении оборонительных сооружений в прифронтовых полосах в районе Харькова и Сталинграда. В марте 1942 года Николай Петренко в должности топографа переведен со всем составом саперного управления в систему НКВД на строительство стратегически важной прифронтовой рокадной железной дороги Саратов-Сталинград протяженностью около 300 км. Сооружение дороги накануне решающего сражения под Сталинградом было осуществлено в кратчайшие сроки, несмотря на вой «Юнкерсов» и «Мессершмидтов», разрывы бомб. И сразу же пошли по ней эшелоны с оружием и боеприпасами. Как военный топограф Петренко до января 1945 года участвует в строительстве и восстановлении других объектов железнодорожного транспорта, которых в стране за годы войны стало очень много.
Война закончилась, но солдат, не успевших снять гимнастёрки, посылают на строительство Ангренских угольных разрезов в Узбекистане. Николай Иванович трудится там главным маркшейдером. В 1948 году в связи с окончанием строительства отряд строителей направляют в Экибастуз.
И увидел на новом месте жительства уроженец зелёной Украины Николай Петренко, только что приехавший из солнечного Узбекистана, тот самый одинокий тополь. А на сотню километров вокруг простиралась невзрачная, выглядевшая совсем пустынной степь. Железной дороги тогда в Экибастузе не было. И пресной воды, как оказалось позже, совсем не хватало. Но первостроителям, среди которых было немало фронтовиков, не привыкать к трудностям. Разбили палаточный городок, полуразрушенные землянки Карашахты, остатки строений от английских концессионеров приспособили для временного жилья. Для создания производственной базы построили временный ДОК, мастерские, кирпичный завод. На первых порах не хватало самого необходимого, хорошо, что геологи делились с новосёлами всем, чем могли.

В мае 1948 года Павлодарский облисполком принял решение о выделении земельного участка площадью 5,2 тыс. га под организацию и строительство города, в нем было записано: «вновь организованному городу присвоить название Экибастуз». И знаете, кто забил первые колышки для первой разметки этого населенного пункта?
— Произошло это в районе Дворца культуры горняков, — вспоминал позже Николай Иванович. — Это северо-восточный угол Экибастуза. Всё было вполне обыденно и буднично. Без всяких митингов. Ведь не все приезжающие тогда верили в будущее города. А известная всем фотография сделана гораздо позже — это забивается первый колышек на месте будущего разреза «Богатырь».
Строители начали со строительства дорог и жилья, закладки фундаментов под будущие производственные помещения. Шахтостроители же хотели другого — начать вскрышные работы, обнажить угольные пласты. Ведь в Павлодаре стоял энергопоезд, без которого нельзя было ввести в строй землеройную технику. Да и саму эту громадную технику можно было доставить к месту назначения только по железной дороге. На строительство железной дороги до Экибастуза руководство области привлекало население ближайших сёл, работников крупных предприятий Павлодара. Но ждать и догонять — хуже всего. Было решено: строительство выездных траншей будущего разреза выполнить при помощи «взрыва на выброс». Вручную — киркой, лопатой, воротом, бадьей, в условиях интенсивной обводнённости местности, были пройдены шурфы глубиной до 30 метров в количестве не менее 20 штук. В эти шурфы заложили 600 тонн взрывчатки и произвели её подрыв с использованием зарядов-боевиков и детонаторов замедленного действия. Прогремевшими один за другим тремя мощными взрывами на борт образовавшейся траншеи была выброшена горная масса в объеме 420 тысяч кубометров. При этом размер траншеи по длине составил более полукилометра и шириной более 30 метров. И только осенью 1949 года железная дорога дошла до Экибастуза. А через пять лет со станции Экибастуз пошёл первый уголь. И во всём этом массовом героизме первостроителей и горняков был заметен вклад Петренко.
До 1982 года Николай Иванович Петренко работал главным маркшейдером. Многое пришлось пережить за эти годы. Его опыт и знания очень пригодились проектировщикам из Новосибирского отделения Всесоюзного института Теплоэнергопроект, разрабатывавшим проектную документацию Экибастузских ГРЭС, специалистам Новокузнецкого Сиборгшахтстроя, донецким инженерам. В годы освоения целинных и залежных земель Николай Иванович принял самое непосредственное участие в строительстве совхозов «Шидертинский», «Баянаульский», «Агрономия». А взгляните на телевизионную вышку, сооруженную к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В каждый из четырех фундаментов тогда без перерывов заливались по 600 кубометров бетона, одновременно устанавливались анкерные болты. Допустимое отклонение болтов от проектного положения — не более 50 миллиметров. Скрупулезный контроль стоявшего две недели за теодолитом и нивелиром Николая Ивановича Петренко, обеспечил установку болтов «ноль в ноль».

Страстный шахматист Петренко еще в 1949 году участвовал в шахматном турнире в Павлодаре и стал чемпионом областного центра. Являлся организатором первых шахматных соревнований в нашем городе, собрал более 160 книг об этой игре, играл по переписке. Шахматный клуб в Экибастузе был открыт именно по его инициативе. Во многом помогло его депутатство. Ведь Николая Ивановича, как человека активной жизненной позиции, много лет избирали депутатом поселкового, а затем городского Совета депутатов трудящихся.
Николай Иванович с первого дня жизни в Экибастузе верил в его большое будущее. Был одним из инициаторов движения за коммунистическое воспитание, с которым выступили в 1962 году жители молодого города угольщиков. По первому зову шел к ученикам, студентам, молодым строителям. Юношам и девушкам, приехавшим на строительство ЭТЭКа, Николай Иванович сказал: «Являясь свидетелем и непосредственным участником рождения и становления нашего города с начальных времён, как говорится, с первого колышка, могу засвидетельствовать, что во все времена его истории решающей силой была молодёжь. И теперь мы видим, что Экибастуз, как эпопея, как подвиг, не закончен. Мы создали первое слагаемое этого могучего комплекса, вам — продолжить начатое нами».
Николай Иванович любил свой город и всегда мечтал превратить Экибастуз в большой зелёный оазис. Потому мне хочется обратиться к жителям бульвара Петренко, в том числе и всему коллективу школы №21: «Когда же ваша небольшая улица превратится в настоящий бульвар? Будьте достойными имени этого замечательного человека — Николая Ивановича Петренко, начинавшего строительство нашего зелёного города и разрезов с самого первого колышка. Я где-то вычитал, что бульвар — это «широкая улица с деревьями и другой растительностью по одной или обеим сторонам. По бульварам можно спокойно прогуляться и даже присесть — как правило, они оснащены лавочками и качелями. А еще здесь могут располагаться памятники, фонтаны, детские и спортивные площадки, уличные кафе, киоски и даже храмы».
Мечтать, конечно, не вредно. Однако Николай Иванович не только мечтал, но и действовал. И к этому всех нас призывал.
Жумагали СЕЙТЕНОВ.
Фото городского музея.