Пять лет назад в Экибастузе по улице Желтоксан, 12 начала функционировать малая индустриальная зона «Өркен». Бизнесмены, которым выделяется площадь в МИЗ «Өркен», имеют возможность в течение пяти лет не платить за аренду помещения, что становится хорошим подспорьем в развитии своего дела. Претенденты для размещения в малой индустриальной зоне участвуют в конкурсе, приоритет в котором отдается социально уязвимым слоям населения, людям с ограниченными возможностями, многодетным родителям и переселенцам.
Большая часть бизнесменов, работающих в МИЗ «Өркен», развивает собственное производство. Одна из предпринимательниц — Мария Казанбаева, основательница ИП «Merishoos» — производит обувь по авторскому дизайну.



Семья Казанбаевых переехала в Экибастуз, получив квартиру как многодетная. Почти сразу Мария узнала о скором открытии малой индустриальной зоны и приняла участие в конкурсе, чтобы получить там место. Наша героиня всю жизнь занималась производством обуви и на момент начала работы в «Өркен» уже имела приличный стаж и опыт предпринимательства.
— Начинала с ремонта. К сожалению, в нашей стране нет учреждений, обучающих изготовлению обуви, поэтому я получала знания от своих работодателей, — рассказала М.Казанбаева. — Некоторое время работала в Астане, где сначала занималась ремонтом, а потом изготовлением заготовок — верхней части обуви. В 2010 году я открыла свой цех по пошиву обуви и одежды. Заказов было мало, поэтому спустя три года я закрыла дело и устроилась на обувную фабрику, где была мастером затяжного участка. В мои обязанности входило соединять заготовку с подошвой. Таким образом, я прошла полный цикл обучения производства обуви и могла делать как индивидуальные заказы, так и оптовые.
Мария признается, несмотря на все невзгоды, она всегда мечтала открыть свое дело.
— Я отношусь к этому как к хобби, это мое любимое дело и любимое место, где я могу погрузиться в работу и забыть обо всем. Для меня важно, чтобы дело нравилось. А еще, в Экибастузе, да и во всем Казахстане, производство обуви — нишевый, узконаправленный бизнес, а потому конкурентный. Правда, к сожалению, при участии в тендерах оказалось, что низкая цена важнее качества, и таких предпринимателей, как я, «давят» продавцы товаров из таких стран, как Китай или Вьетнам. Я же, как собственный производитель, контролирую изготовление на всех уровнях: закупаю качественные материалы, использую лучшие лекала, сама крою, шью, формую, — поделилась М.Казанбаева.
Предпринимательница отмечает, что хочет заниматься изготовлением танцевальной и театральной обуви — это самая интересная для нее ниша, в которой она разбирается лучше всего. К сожалению, даже несмотря на то, что Мария шьет обувь только из качественной кожи, все поставщики материалов — проверены годами, имеют сертификаты качества, спрос на нее в Экибастузе невелик. И при этом бизнес-леди признается, что не завышает стоимость своей работы.
— Пока у меня собственный бренд не «раскручен». Я делала оптовые заказы на 20-30 пар, также есть несколько заказчиков на индивидуальную обувь. У кого-то ноги нестандартные, у кого-то размеры ступней разные, и легче заказать пару у меня, чем покупать две в магазине. А кто-то просто ценит качественную обувь, изготовленную лично для них.
За пять лет, по признанию М.Казанбаевой, она выполнила 12 крупных заказов (до 30 пар) и 6-7 индивидуальных. И это при том, что работает она очень быстро, всё давно доведено до автоматизма.
— Проблема именно в том, что обо мне никто не знает, а если и знают, чаще покупателям проще приобрести обувь из, например, Китая, пусть даже она очевидно не такая качественная. В основном я выполняла заказы для других городов: Астаны, Алматы, Костаная. В Экибастузе больших заказов мне пока не делали.
Мария знает, что хорошая рекламная кампания смогла бы помочь ей в формировании своего бренда и повышении популярности, но честно признается — на это нет средств.
— Хорошая реклама стоит немалых денег. К тому же, сама я не продажник, мне нужен маркетолог, который составит план действий и будет заниматься моим продвижением, пока я занята основным делом — изготовлением обуви. Пока, к сожалению, у меня нет финансовой возможности, чтобы заниматься брендом, — замечает Мария.
Несмотря на трудности, предпринимательница не опускает руки. Она знает — для всего нужно время. Поддерживают мысли о любимой семье и мечта — открыть свою фабрику по производству танцевальной обуви.
— Это моя главная цель. Я уверена, что время и упорство приведут к успеху. Когда-нибудь я открою свою фабрику обуви для театра и танца.
Полина ХАДЖИБАЕВА.
Фото автора.