«Голос Экибастуза» продолжает экскурс в историю Экибастузского угольного бассейна. Вниманию наших читателей еще один очерк о жизни людей, стоявших у его истоков.
Выпускники Ленинградского горного института имени Г.Плеханова Яков Вилисович и Антонина Осиповна Бергман приехали в Экибастуз весной 1940 года. Жили они тогда в старых саманных землянках, отремонтированных собственными силами. А ведь у них тогда была еще двухлетняя дочь Эльвира, которая потом пошла по стопам родителей и стала гидрогеологом в Магаданской области. А потом в годы войны, когда они работали в Чурубай-Нуринском районе Карагандинской области, у них появилась ещё дочка Лариса, которая впоследствии стала довольно известным доктором в Караганде. Во время изучения биографии столь славной семьи геологов у меня возник вопрос: «Как они поднимали детей, как они их воспитывали?» Ведь за детьми нужен ежедневный, даже ежечасный уход. Глядя на реалии сегодняшнего дня трудно поверить, что родители сутками и даже неделями были в экспедициях, где жили в землянках, палатках, вагончиках.

8 апреля на встрече «Сначала были геологи» в городском совете ветеранов мне посчастливилось познакомиться с замечательными женщинами Александрой Максимовной Беляевой и Надеждой Александровной Афанасьевой, которые весьма живо и увлекательно рассказали о работе в составе Майкаинской геологоразведочной экспедиции. Но о том, что их мужья трудились рядом с ними, почему-то скромно умолчали. А мне-то попадалась такая блистательная характеристика: «Старший геолог Майкаинской геологоразведочной экспедиции Николай Кузьмич Беляев поисково-разведочные работы проводит грамотно, критически оценивая их результаты. Сможет выполнять геологические исследования на всех стадиях. Творчески относится к работе». И вот я у небольшого домика на улице Толеубая Арбиева. В момент моего визита Александра Максимовна Беляева хлопотала на своём приусадебном участке. А ведь она 1935 года рождения. Дай ей бог здоровья на долгие годы.
Ветеран геологии рассказала, что в Экибастуз она приехала с мужем в 1967 году. Николай Кузьмич Беляев ещё до службы в армии окончил Семипалатинский геологоразведочный техникум. После демобилизации работал в Томусинской экспедиции на Кузбассе. Заодно окончил Томский политехнический институт. Его, к сожалению, нет уже в живых, но осталась о нём память большая. Исходил он пешком вместе с супругой всю Павлодарскую область, в Ерментау побывали, дошли чуть ли не до Караганды. Много ли мы знаем о барие? Александра Максимовна уверяет, что в Майкаине нашли они богатую баритовую жилу. Там барий везде, — уверяет ветеран геологии. Всё-таки не зря она отработала техником-геологом в Майкаинской геологоразведочной экспедиции 22 года. Знает, что говорит. Двоих детей Бориса и Наталью вырастили, хорошими специалистами потом стали. А ещё меня поразило обилие книг в доме геологов. Когда же они всё это читали?


Александра Максимовна пояснила, что в экспедиции — во время непогоды, когда на улице ни зги не видно. Да и в редкие минуты отдыха. Ведь зима для геологов — это домашний уют, когда можно отдохнуть с любимой книгой, отвлечься от утомительной и нередко малоприятной обработки накопленного летом исходного фактического материала. К тому же сама профессия геолога подразумевает поиск нового. Книга же — безусловный помощник в пополнении знаний. А сколько эмоций и духовных сил прибавляется у пенсионеров при чтении. Когда Александра Максимовна перечисляет книги казахстанских классиков, которые она перечитала в последнее время, то мне поневоле становится стыдно. Читать-то я их читал, но когда?
Супруги Евгений Михайленко и Надежда Сакманова прибыли в Экибастуз в 1969 году. Высококвалифицированные специалисты в Майкаинской геологоразведочной экспедиции ценились во все времена. А уж если муж и жена — геологи, то их ценность возрастает в разы. Евгений окончил в Орджоникидзе горно-металлургический институт, а Надежда Сакманова — горный факультет Карагандинского политехнического института. Чтобы не тратить слов зря, лучше покажу такой документ: «Производственная характеристика на Сакманову Надежду Николаевну, 1942 года рождения, образование высшее. Сакманова Надежда Николаевна окончила горный факультет Карагандинского политехнического института по специальности «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых». До 1979 года работала в геологоразведочной экспедиции. С 1979 до апреля 1985 года работала на разрезе «Центральный» участковым геологом. С апреля 1985 года работает на разрезе «Восточный» главным геологом. Сакманова Надежда Николаевна специалист грамотный, эрудированный, с незаурядными организаторскими способностями. Всегда добивается поставленной цели. Требовательна и внимательна к подчиненным. Самокритична. Сакмановой Надежде Николаевне присвоено звание «Почётный работник угольной промышленности». Характеристика подписана главным инженером разреза «Восточный» В.В.Приваловым и председателем профкома Ю.А.Михайловым 4 января 2001 года.
Надежда Николаевна считает геологию вполне женской профессией. И в доказательство своих слов приводит массу примеров из собственной трудовой биографии. Несмотря на свои восемьдесят с лишним лет легко называет фамилии коллег из геологоразведочной экспедиции: Надежда Афанасьева, Света Бекмухаметова, Мария Гордиенко, Антонина Быкова, Светлана Попова, Лена Харламова. Самой грамотной на разрезе «Восточный» называет Валентину Альбертовну Орёл. И особо отмечает высокую трудовую дисциплину своих сотрудниц. Мунира Кирш, Татьяна Бабайцева, Антонина Артамонова, Белла Смакова, Куляш Смагулова, Татьяна Юрова — все эти девчата ни разу не подвели её как главного геолога. Свои задания выполняли добросовестно. А ведь на разрезе у девчат работа весьма ответственная. С утра выполняют зарисовки забоев, после изготовления геолого-технологической карты определяется послойная структура забоя, разрабатывают технологию отработки забоя. И самое главное для будущих потребителей — определяется качество угля. В условиях нынешней рыночной экономики это весьма существенный фактор. И женщины-геологи весьма успешно справляются с поставленными задачами и в экспедиции, и на разрезе, — убеждена Надежда Николаевна Сакманова. Сорокалетний стаж геологической службы позволяет ей такое говорить. А нам, наверно, следует поверить её словам.
В её квартире поражает изобилие книг, которые хозяйка сейчас щедро раздаривает. «Мой муж Михаил очень любил читать, всю жизнь эти фолианты собирал. Вы же помните те времена, когда хорошие книги были большим дефицитом. А сейчас прошу внуков что-то отобрать для себя, да у них как-то руки до этого не доходят», — досадует геолог.
Да кто же из нас, граждан Советского Союза, не помнит очередей в книжных магазинах, когда там появлялись интересные новинки. И только по великому блату можно было добиться в Союзпечати получения предварительной подписки на книжные издания классиков мировой литературы. О том, чтобы заполучить «Библиотеку всемирной литературы», состоящей из 200 томов, многим книголюбам оставалось только мечтать. Сейчас в это трудно поверить, но их спекулянты продавали из-под полы и втридорога. Гонялись и за серией «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Эх, да что я об этом говорю! Кто сейчас в это поверит?
На прощание Надежда Николаевна подарила мне на память «Слова назидания» Абая. А я выпросил еще поэтический сборник Алексея Жемчужникова, которого никогда не читал.
Не сомневаюсь, что немало книг прочитал в своей жизни Николай Ильич Афанасьев, выпускник Казахского политехнического института 1973 года. В октябре того же года приступил к работе в Иртышской геологоразведочной партии Майкаинской комплексной геологоразведочной экспедиции. Оказывается, в те времена были ещё Майкаинская ГРП и Бозшекульская. Как начальник отряда, Николай Ильич возглавлял большой коллектив. Только инженерно-технических работников у него было 7-8 человек, не считая водителей, буровиков и других специалистов своего дела. А слышали бы вы восторженные отзывы о Николае Ильиче Афанасьеве от людей, которые двадцать лет назад начинали разработку 11-го поля Экибастузского угольного бассейна. Сейчас этот самый молодой разрез называется ТОО «Ангренсор». И здесь не обошлось без непосредственного участия Н.И. Афанасьева. Его и сейчас зовут на помощь. Николай Ильич, несмотря на проблемы с ногами, никогда не отказывается помочь. Когда маститый геолог начинал рассказывать о разведке и региональных или государственных съёмках Олентинского, Санатаского, Алкамергенского, Карасорского месторождений, причем объёмы выполненных работ представлял в каких-то непонятных мне листах, то есть углублялся в дебри геологической науки, то его мягко останавливала супруга Надежда Александровна, которая после окончания Свердловского горного института также приехала в Экибастуз. И почти четверть века отработала в Майкаинской геологоразведочной экспедиции. Это про неё в своих воспоминаниях прораб геологоразведочных работ Юрий Бикбаев напишет: «Для составления отчета организовывался отдел камеральных работ, куда входила группа техников-геологов, выполнявших все расчётные и чертежные работы. Выполнение самых сложных чертежей всегда поручалось старшему коллектору Н. А. Анисимовой».
— Но приходит пора, когда подрастают дети, а у нас их стало двое, — объясняет Надежда Александровна, — и кому-то приходится уходить из экспедиции. Я хоть и привыкла летом в семь утра уезжать в поле, а возвращаться затемно, но детям тоже нужно внимание. А ведь были времена, когда мы с мужем в течение года практически не виделись. Сорок дней в году — разве это много? Потому я перешла на разрез «Восточный». Там меня встретили хорошо. На разрезе геологом быть тоже нелегко. Но хотя бы рабочий день нормированный. В этом — главное преимущество. А в поле — интересно. И хочу подчеркнуть, что мы, девчата, летом месяцами работали в экспедициях. Мужчины относились к нам очень благородно, всегда готовы были помочь. Ведь мы все коллеги и все знаем, что труд геолога нелегкий. А вместе преодолевать трудности всегда легче. Вот за это я и люблю свою профессию.
Жумагали СЕЙТЕНОВ.
Фото из архива семьи Афанасьевых, А.Беляевой, Н.Сакмановой.