С именами учителей связаны не только счастливые школьные годы, но и важные уроки жизни. Век высоких технологий приносит с собой новые методы обучения, инновации и использование искусственного интеллекта. Однако учитель был и навсегда останется центральной фигурой образования, направляющей и вдохновляющей. Он не просто передаёт знания, но и открывает своим ученикам мир, полный возможностей.

5 октября в Казахстане отмечается День учителя — праздник тех, кто формирует будущее. С праздником, дорогие наставники!
Сегодня роль учителя трансформируется. Педагоги становятся не просто носителями знаний, а наставниками, помогающими детям ориентироваться в быстро меняющемся мире.
Пример современного педагога — наша землячка — Наталья Владимировна МАРАХОВА, учитель начальных классов, заместитель директора по учебной части школы-гимназии №35. Будучи председателем Ассоциации учителей начальных классов Павлодарской области, она активно внедряет инновационные подходы в образовании и входит в ТОП-50 лучших педагогов Республики Казахстан.
Для Натальи Мараховой учительство — это не просто профессия, это настоящее призвание. Она рассказывает, что её путь в педагогику начался с желания помогать детям находить себя, раскрывать их способности и осуществлять мечты.
— Каждый урок — это возможность изменить что-то в жизни ребёнка, — говорит она с вдохновением. — Сегодня педагог — это ментор, который помогает ученикам самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, развивать критическое и аналитическое мышление, а также учит не бояться ошибок, воспринимая их как важную часть опыта.
Учителя XXI века адаптируются к новым условиям, используя цифровые технологии и интерактивные методы, делая обучение более увлекательным. Наталья Марахова отмечает, что учителя уже не могут полагаться на устаревшие методы, так как дети, с которыми они работают, изменились:
— Быть учителем совершенно не простое дело: помимо совершенствования своих предметных знаний, важно развивать умение работать в команде, креативность, эмпатию и стрессоустойчивость.
Чтобы сделать обучение увлекательным и эффективным, педагоги не просто передают знания, но и активно ищут различные подходы. Наталья Владимировна применяет сингапурскую методику, которая вовлекает каждого ученика в процесс обучения.
— На моих уроках не бывает так, что я спросила одного, а все остальные сидят. Каждый отвечает на вопрос, работая в парах и группах, — поделилась опытом учительница.
Важную роль на уроках также играет методика «перевёрнутого класса», когда ученики сначала самостоятельно изучают материал, а затем обсуждают его на уроке. Это помогает укрепить связь между теорией и практикой. Современные методики помогают учителям адаптироваться к реалиям нашего времени. Такие новаторские подходы делают уроки интересными и продуктивными.
В последние годы учительская профессия приобрела большее общественное и государственное признание. В 2024 году Н.Марахова вошла в топ-50 лучших учителей Казахстана, получив признание на национальном уровне.
— Для меня это невероятное событие в моей педагогической практике, — поделилась впечатлениями наставница.
В ближайшее время пройдет Саммит лучших педагогов мира, в котором из топ-50 учителей Казахстана выберут 10 лучших, и каждый из них получит по 1 миллиону тенге. Главного победителя ждет награда в размере 10 миллионов тенге и возможность представлять страну на международной премии «Global Teacher Award».
— Это невероятная возможность для учителей заявить о своих достижениях и получить признание на высшем уровне. Приятно осознавать, что родители учеников, которых ты обучаешь, гордятся тем, что их дети находятся в руках такого педагога. И, конечно, подобные премии — это не только признание, но и шанс для реализации новых образовательных проектов, — поделилась эмоциями наша собеседница.
Кроме того, с принятием Закона РК «О статусе педагога», учителя получают юридическую поддержку, направленную на защиту их прав. Наталья отмечает, что, несмотря на наличие этого закона, есть некоторые проблемы, такие как сложные условия аттестации для получения новых категорий. Тем не менее, сама возможность обсуждать эти вопросы и стремление к улучшению ситуации говорит о растущем внимании к учительской профессии.
Международные проекты и форумы играют важную роль в развитии педагогов. Наталья Владимировна активно участвует в международной конференции, посвященной инклюзии детей с особыми образовательными возможностями, а также в проектах по сотрудничеству с учителями из других стран. Она делится опытом работы с коллегами из России, Беларуси, Украины и Сингапура, что значительно обогащает профессиональный опыт.
Быть учителем и сохранять интерес к работе годами может показаться сложным. Однако истинная преданность профессии и желание помогать окружающим могут стать мощным источником вдохновения и мотивации для дальнейшего развития в образовательной сфере.
— Моя профессия — это не просто работа, а любимое дело. Даже на выходных, во время отпуска, я нахожу время и смотрю то, что помогает улучшить методику преподавания, — говорит Н.Марахова. — А желание помочь другим делает работу ещё более значимой.
Образование не стоит на месте. Сегодня быть учителем — значит не отставать от этих изменений. Молодые специалисты используют нейросети для автоматизации рутинных задач, и в будущем роль искусственного интеллекта укрепит свои позиции. Но современные учителя не боятся перемен и с оптимизмом смотрят в будущее.
— Сложности неизбежны, но главное — сохранять интерес к профессии и продолжать совершенствоваться. Ведь быть учителем — это призвание, но длительный путь. Никто не становится сразу профессионалом. Главное — внутреннее желание и любовь, — призывает педагог, делясь своим опытом. — Помню свой первый год работы: были моменты отчаяния, когда казалось, что всё идёт не так. Но ошибки — это часть роста. Не стоит их бояться, главное — не опускать руки и стремиться к лучшему.
Современный учитель — это человек, который постоянно развивается, принимает вызовы времени и готов адаптироваться к новым условиям. Такие педагоги, как Наталья Марахова, являются примером того, как можно сочетать традиции и инновации, воспитывая новое поколение самостоятельных, творческих и думающих людей. Сегодня педагоги не только получают признание на международном уровне, но и открывают новые горизонты для самореализации.
София АМИНОВА,
КазУМОиМЯ.