Очередной учебный год начался с нововведений в системе образования. Среди которых — апробация новых учебников (пока в 31 школе страны) на 2025-2026 годы под руководством Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования Министерства просвещения РК; а также обновление программы работы центров педагогической поддержки. Обновленная программа занятий для родителей в Центрах педагогической поддержки реализуется с 1 сентября, в рамках программы «Біртұтас тәрбие». В этом году изменились и правила зачисления детей в дошкольные организации образования. Новостей в школах и детских садах много, ведь сфера воспитания детей является одной из динамично развивающихся — меняются реалии времени, на смену традиционным форматам образования приходит цифровизация.
Об итогах работы за прошлый год и планах на новый период рассказала руководитель отдела образования Экибастуза Лаура Дисюпова.
— Образование, как один из ключевых приоритетов социальной политики, направлено на решение стратегических задач, — подчеркнула Л.Дисюпова. — На республиканском Саммите педагогов страны заместитель Премьер-министра республики Казахстан Тамара Босымбековна Дюсенова отметила, что одной из главных задач образования является повышение качества образовательного процесса. Впервые в законодательстве введено понятие «Качество образования» и разработана новая модель Национальной системы оценки качества образования. В Павлодарской области реализуется Дорожная карта по реализации Национального доклада «Качественное образование, доступное каждому», в котором отражены все направления образовательной политики страны. Развитие системы образования Экибастузского региона характеризует устойчивая положительная динамика.
В школах Экибастузского региона учатся более 22 тысяч детей и подростков, 9 тысяч детей — воспитываются и обучаются в 29 учреждениях дошкольного образования, в том числе — 2 частных детских садах и 17 мини-центрах. Как отметила руководитель отдела образования, это позволяет стабильно сохранять лидирующую позицию по показателю охвата детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Немаловажным является показатель доли дошкольных организаций, соответствующих критериям оценки качества воспитания и обучения, независимо от форм собственности: при плановом значении 2023 года в 20% достигнуто 23% — этому способствует работа инновационных площадок и ресурсных центров при детских садах, а также раннее изучение и преподавание в дошкольной среде предметов естественно-математического цикла и робототехники. При 2 детских садах функционируют STEM-лаборатории.
— Нововведением этого года является то, что все детские дошкольные учреждения, и частные, и государственные, соответствующие требованиям, будут представлены на одном информационном портале, — пояснила Лаура Дисюпова. — Конкурса на госзаказ уже не будет, но доступ к порталу будут давать местные исполнительные органы — районные, областные и городские. Индивидуальная карта развития ребёнка, которая раньше использовалась только в детских садах, теперь будет передаваться в школу, являясь базовым документом, по которому учителя начальных классов будут определять тактику работы с детьми, которые к ним пришли. Также индивидуальные карты развития будут показывать и уровень самой организации дошкольного образования. Согласно Национальному докладу, каждый детский сад будет закреплен за организацией среднего образования по микрорайону и будет отслеживаться отделом образования.
***
Кардинально поменялась система оценки качества знаний учащихся. Если в предыдущие годы учитывалось качество знаний по выполнению общего стандарта образования, то сейчас сделан упор на результаты оценки международных исследований и мониторинга образовательных достижений обучающихся (МОДО). МОДО направлено на определение уровня функциональной грамотности и компетентности учащихся, то есть на применение знаний и умений в жизненных ситуациях.
— Как и в прошлом году, наблюдается преемственность «западающих тем», с которыми не справились четвероклассники — те же вызывают сложности и у девятиклассников, — отметила руководитель отдела образования. — Так, сложными оказались задания, требующие умения моделировать задачу в несколько действий, а также задания с диаграммами и графиками. Отдел образования, проанализировав результаты МОДО за три года, скорректировал образовательный процесс в школах. Каждая школа в течение года получит адресную методическую помощь через пул менторов и серию онлайн- и оффлайн-семинаров. По поручению Тамары Дюсеновой проведен мониторинг всех школ и выявлены школы с низким качеством знаний обучающихся. С нашего региона в эту категорию вошли школы №№12,16 — теперь они называются целевыми школами. Для повышения качества обучения внедрена Комплексная программа обучения педагогов целевых школ — НЦПК «Өрлеу» уже подготовил для них специальные трёхуровневые курсы. Базовый курс начался в августе, второй этап пройдет на осенних каникулах, третий — на зимних. Обучение будет осуществляться по темам, в которых есть необходимость закрыть пробелы — они были определены при аттестации педагогов, а также заявлены самими школами.
***
Сегодня полным ходом идет внедрение цифровых технологий в образовательный процесс: педагоги ведут цифровой журнал «Күнделік», подают документы на аттестацию через «Е-портфолио»; 40 государственных школ региона подключены к цифровым образовательным ресурсам «BilimLand», Daryn.online.kz и другим. Для развития навыков применения цифровых образовательных технологий продолжится реализация городского проекта «DigitalTeacher». Цель проекта — создание площадки для обмена опытом и внедрения эффективных цифровых практик для проведения современного урока. Сегодня школа-лицей №6 является экспериментальной площадкой по развитию и внедрению этого проекта, в рамках которого проводятся практические, обучающие семинары, тренинги по теме «Цифровые сервисы и ресурсы для подготовки современного урока», «Цифровой портфель современного учителя», открытые уроки с использованием цифровых инструментов для коллег. В образовательный процесс внедрено использование платформы цифровых учебников «TopIQ».
— Во всех 40 школах Экибастузского региона обеспечен доступ в интернет с наличием локальных и Wi-Fi сетей, — рассказала Лаура Дисюпова. — Скорость интернета в городских школах 50 Мбит/с, в сельских школах — 20 Мбит/с. В 2024 году 2 сельские школы — в селах им.Маргулана и Оленты — оснащены высокоскоростным Интернетом через пилотный проект с применением спутниковых технологий Starlink. Приобретены 8 кабинетов новой модификации, в следующем году планируется оборудовать еще 10 кабинетов. Из 40 школ 17 городских и 2 сельских школы оснащены кабинетами робототехники.
За счет спонсоров — ТОО «STEM Academia» оснащен STEM-кабинет в ОДК «Кайнар». В целом, внешкольное образование развивается также активно: этому подтверждение — награды образовательно-досугового центра в разных сферах.
— Мы не должны останавливаться на достигнутом. Перед нами стоят новые задачи, требующие дальнейшего развития и совершенствования: повышение качества образования, усиление инклюзивности и доступности для всех категорий детей, создание безопасной образовательной среды, где каждый ученик может чувствовать себя защищенным. В новом учебном году школьников ждет много интересных открытий, насыщенные образовательная и внешкольная программы — подытожила Л.Дисюпова.
К.Козлова.