В Экибастузе настоящий бум мототранспорта. С начала лета количество мопедов, скутеров и мокиков растет с геометрической прогрессией. А вместе с этим увеличивается количество ДТП с участием двухколесных транспортных средств. Гоняющие по проезжей части и парковым зонам мопедисты и самокатчики, рискуют не только своими жизнями, но и становятся угрозой для жителей.
Юркие, но опасные
С начала года, по данным Управления полиции Экибастуза, с участием детей в Павлодарской области зарегистрировано 36 ДТП, в которых 3 ребенка погибли, 41 получили различные травмы.
— В основном в происшествиях дети получают травмы, являясь виновниками ДТП, — констатирует заместитель начальника МПС УП Экибастуза Медет Бейсенов. — В последнее время участились факты происшествий на дорогах региона с участием мототранспорта, скутеров, где водителями являются несовершеннолетние водители. В силу своего возраста подростки не умеют управлять своими эмоциями, больше полагаясь на драйв, не могут удержать скоростной режим, все это и приводит к тяжким последствиям.
По словам М.Бейсенова, популярность мопедов и скутеров объясняется доступной стоимостью — от 200 тысяч тенге, и отсутствием необходимости получать права, если объем двигателя мототранспорта менее 50 кубических сантиметров и максимальную конструктивную скорость до 50 км/ч.
— Плюсы скутера и мопеда — их компактность, — выражает свою позицию семнадцатилетний мотовладелец Олег Копылов. — Чуть больше велосипеда, но гораздо удобнее. Встал с утра, прыгнул в седло и поехал…
Многие так и поступают. Но, к сожалению, в этой цепочке действий отсутствует понятие соблюдения Правил дорожного движения. Что и приводит к нежелательным, а порой трагическим последствиям. Чтобы их избежать, владельцы мотосредств обязаны знать правила безопасности и соблюдать правила дорожного движения.
Отметим, что в прошлом году в Казахстане наконец заработал закон «О дорожном движении» об электросамокатах. Документ подписал президент Касым-Жомарт Токаев, туда вошли правила для водителей электросамокатов и мопедов, которые будут регулировать правила дорожного движения и основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Изменения касаются также электрических самокатов и малых электрических транспортных средств.

Правила для «мелких»
Как отметил наш собеседник Медет Бейсенов, в закон «О дорожном движении», что немаловажно, включены ранее отсутствовавшие понятия «электрический самокат» и «малое электрическое транспортное средство» (пп. 53-1) и пп.57) ст. 1 Закона «О дорожном движении»). Таким образом в новом законе регламентированы все правила для водителей альтернативных видов малого транспорта. Так, согласно формулировке закона, малое электрическое транспортное средство — транспортное средство, оснащенное электрическим двигателем, предназначенное для индивидуального передвижения, имеющее одно или несколько колес, за исключением электрических самокатов и мопедов с электрическим двигателем (гироскутеры, сигвеи, моноколеса, электроскейтборды и т.д.); электрический самокат — транспортное средство индивидуальной мобильности, имеющее два или три колеса, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электрического двигателя (электрических двигателей), не имеющее сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более двадцати пяти километров в час.
Статьей 57 Закона определяются права и обязанности водителей электрических самокатов, малых электрических транспортных средств.
Детально — водителям электрических самокатов запрещается: 1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; 2) перевозить пассажиров, кроме перевозки пассажиров на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки; 3) перевозить груз, кроме перевозки груза на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки, а также груза, который не выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 4) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы, для движения в данном направлении; 5) буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов, а также мопедами, электрическими самокатами и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом и велосипедом; 6) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на транспортном средстве; 7) передвигаться в темное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета, соответствующего требованиям, определенным правилами дорожного движения, обеспечивающего видимость водителям других транспортных средств; 8) при управлении по проезжей части дороги быть без застегнутого шлема.
В то же время водителям электрических самокатов разрешается двигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения. При отсутствии велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения водителям электрических самокатов разрешается двигаться по: правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд. При этом, не допускается движение по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, водителей электрических самокатов, не достигших восемнадцатилетнего возраста, без водительского удостоверения на право управления транспортным средством любой категории либо временного удостоверения, выданного взамен водительского удостоверения на право управления транспортным средством, за исключением выданных в Республике Казахстан в случае наличия при себе документа, удостоверяющего личность водителя.
Водителям малых электрических транспортных средств запрещается: 1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, за исключением малых электрических транспортных средств без руля; 2) перевозить пассажиров; 3) перевозить груз; 4) двигаться по проезжей части дороги; 5) двигаться по тротуару или пешеходной дорожке при наличии рядом велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения; 6) буксировка малых электрических транспортных средств, малыми электрическими транспортными средствами; 7) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на малом электрическом транспортном средстве.
— В случае нарушения водителями малых электрических транспортных средств и электрических самокатов правил перевозки пассажиров и грузов (к примеру, в случае перевозки пассажиров) они подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 593 КоАП. При невыполнении иных требований, установленных Законом «О дорожном движении», они подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 620 КоАП, — уточнил М.Бйсенов.
Водителям мопедов
Основные требования правил, которые касаются мопедов, прописаны в разделах 16 и 24 ПДД РК.
Согласно закона, мопед — двух- или трёхколёсное транспортное средство, снабжённое двигателем внутреннего сгорания с объёмом цилиндра, не превышающим 50 кубических сантиметров, либо электрическим двигателем и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
В пункте 165 раздела 24 ПДД РК говорится, что управлять мопедом можно без водительских прав, но при этом минимальный возраст для допуска к его вождению составляет 16 лет.
— За нарушение возрастного ограничения родителям несовершеннолетнего водителя грозит штраф в размере 20 МРП, — уточняет заместитель начальника МПС.
Если объем двигателя составляет от 50 до 125 кубических сантиметров, для управления таким средством нужны права категории А1. Для более кубатурных средств — категория А с 18 лет.
Согласно ПДД мопедам запрещено проезжать пешеходные переходы и выезжать на автомагистрали (п.118 раздела 16 ПДД РК).
Им также запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить пассажиров, если мопед для этого не предназначен; перевозить груз если техника для этого не приспособлена, либо поклажа крупногабаритная (выступает на 50 см за габариты по длине или ширине) или же мешает управлению; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; буксировка других мопедов, электрических самокатов и велосипедов, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом; передвигаться в тёмное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета, соответствующего требованиям, определённым правилами дорожного движения, обеспечивающего видимость водителям других транспортных средств.
Важное правило, внесенное в новый закон подпунктом 8 пункта 171 раздела 24 ПДД РК — «На дороге мопедистам быть без застёгнутого шлема запрещается!».
Тише едешь, дальше будешь…
По словам жителей Экибастуза, нарекания в адрес мопедистов возникают не только в следствии нарушения последними правил безопасного вождения, но и за нарушение тишины. Некоторые владельцы мопедов намеренно снимают глушитель, чтобы выделиться из толпы. Однако, как сообщил Медет Бейсенов, такое «изменение конструкции» мопеда вне закона.
— Глушитель на мопедах должен быть! Езда с неисправной выхлопной системой является нарушением. Об этом говорится в ПДД, в перечне неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (пункт 28, глава 6). Согласно части 5 статьи 590 КОАП РК, это карается штрафом в размере 5 МРП.
— При покупке своему ребёнку мопеда и других транспортных средств малой мобильности, в том числе велосипедов и самокатов, родителям в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы юный водитель был обеспечен средствами защиты и хорошо знал, а главное — соблюдал правила дорожного движения, — особо подчеркнул сотрудник полиции. — Мы регулярно проводим разъяснительную работу с подростками и родителями несовершеннолетних, объясняя необходимость соблюдения этих норм. Дети и взрослые должны осознавать, что от этого на дороге зависит их жизнь.
Л.ПАВЛОВА.
Фото В.ФАДЕЕВА.