Антикоррупционная политика Республики Казахстан, сочетая в себе элементы эффективной превенции, масштабного просвещения, конструктивного партнерства с обществом и уголовно-правовых мер, постоянно совершенствуется, исходя из запросов общества, с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта,
Международный опыт передовых зарубежных практик показывает, что для эффективного противодействия коррупции необходим системный подход, предусматривающий сочетание множества факторов и элементов в комплексе.
Без широкой общественной поддержки усилия по противодействию коррупции обречены на провал. В этом контексте значимую роль играет формирование соответствующей культуры.
Казахстан нацелен на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания, неприятию населением любых форм коррупции и непотизма, приоритету превентивных мер.
Основными принципами антикоррупционной политики являются равенство всех перед законом, гласность, прозрачность и подотчетность обществу, взаимодействие государства и гражданского общества.
При формировании нетерпимости к коррупции, честность, законность и прагматизм должны стать внутренними ценностными убеждениями каждого.
Общество не должно воспринимать коррупцию как гарант упрощенного решения проблем, совмещать дружеские отношения и протекционизм с работой. Коррупционеры должны подвергаться общественному порицанию.
Принципиально важную роль при формировании системы добропорядочности играет воспитание молодого поколения с новыми взглядами и жизненными принципами, не допускающими коррупционные проявления.
Для повышения доверия граждан к органам власти серьезного внимания требуют вопросы укрепления позитивного имиджа государственной службы, в том числе через широкое освещение примеров честных, достойных государственных служащих.
В свете принятия мер по противодействию коррупции в сфере предпринимательства актуальным является стимулирование честного бизнеса.
Действенной мерой в данном направлении является добровольная имплементация антикоррупционного стандарта.
Основными направлениями при решении задач по исключению возможностей коррупции являются снижение государственного участия в экономике, рисков неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции в закупках, повышение экономической эффективности бюджетной поддержки.
Доступность государственных услуг, дебюрократизацию и прозрачность всех процедур, исключая непосредственный контакт гражданина с чиновником, гарантирует цифровизация.
Повышению активности самостоятельного искоренения предпосылок коррупции государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора будет способствовать публичность проведения внутренних анализов коррупционных рисков.
При совершенствовании мер по обеспечению неотвратимости ответственности, ключевыми должны стать обеспечение верховенства права и безупречная система правосудия, где к ответственности за коррупцию будут привлекаться все правонарушители вне зависимости от занимаемых должностей и связей.
В целях более эффективного превентивного механизма необходимо криминализировать предложение/обещание взятки, что будет соответствовать международным стандартам.
Усилению роли гражданского общества в противодействии коррупции будет способствовать развитие института общественного контроля и улучшение механизмов сообщения о коррупции.
Мнение гражданского общества должно стать «лакмусовой бумагой» эффективности деятельности государственных органов в реализации антикоррупционной политики.
Укрепление активной гражданской позиции казахстанцев возможна при условии широкой вовлеченности журналистов и иных представителей средств массовой информации в противодействие коррупции.
Для стимулирования участия граждан в выявлении фактов коррупции будут развиваться действующие механизмы сообщения о них.
Важно сформировать правильные установки в общественном сознании. Культура неприятия коррупции не должна ассоциироваться с доносительством. Гражданам должна быть дана возможность сообщать о фактах коррупции посредством упрощенных способов цифровой коммуникации.
Достижение наилучших результатов в противодействии коррупции возможно также при обеспечении эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер.
Целостная система мониторинга позволит обеспечить полноценное участие граждан в превенции коррупции, а также станет источником для рейтинговой оценки работы руководителей государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в противодействии коррупции, стимулируя их на реальное улучшение качества жизни граждан.
Для дальнейшего совершенствования деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции актуальным становится применение инструментов интегрированной аналитики на основе анализа больших данных с дальнейшей проработкой вопроса предоставления антикоррупционной службе доступа к базам данных и информационным системам государственных органов и организаций с установлением четких оснований доступа, механизмов контроля за полученной информацией, исключающих возможности для злоупотреблений и разглашения полученных данных и использования их во внеслужебных целях.
В рамках дальнейшего предметного международного сотрудничества в вопросах противодействия коррупции будет продолжена работа по имплементации передовых антикоррупционных стандартов.
А.БЕЙСЕКИН,
аким города Экибастуза.






