Старенькая деревянная прялка, представленная на этновыставке в Павлодаре, едва ли бросалась в глаза среди ярких народных костюмов и сувениров. Но именно она — молчаливая свидетельница судьбы, олицетворение заботы, стойкости и любви, — вызвала самые искренние эмоции у посетителей.
Праздничной программой и парадом этнокультурных объединений в Павлодарской области отметили День единства народа Казахстана и 30-летие Ассамблеи народа Казахстана. На фестивале и гала-концерте, которые прошли на главной площади Павлодара, свою культурную программу представили и этноактивисты экибастузского татаро-башкирского центра «Шатлык».
На набережной раскинулся этногородок, где каждый уголок хранил частичку истории — в одежде, украшениях, ремесленных изделиях и семейных реликвиях. Особое внимание вызвала выставка татаро-башкирского центра, где среди предметов быта и народно-прикладного искусства был представлен поистине уникальный экспонат — старинная деревянная прялка.
— Мы привезли предметы, которые действительно не только хранят традиции, но и сами стали частью истории. Один из них — расписной сундук, в котором в прежние времена наши предки берегли самое ценное. А другой — прялка, пережившая войны, холод и голод, — рассказала руководитель центра «Шатлык» Фарзия Клепица.
Эта прялка — не просто инструмент. Это память о женских руках, согревавших семью в самые трудные времена. Ее передавали из поколения в поколение: сначала от бабушки к матери, потом — дочерям. На ней пряли шерсть еще задолго до войны — в те годы, когда каждая нитка была на вес золота. Она помогала одевать детей, согревать их в лютые зимы. Теплые варежки, носки, кофты, напитанные материнской любовью, были символами заботы. А во время Великой Отечественной она стала настоящей спасительницей. Из шерсти, собранной впрок, мать пряла нить, а по вечерам вязала теплые вещи детям — единственные носки, варежки или кофта на всю долгую зиму. Эти вещи несли не только тепло, но надежду, веру в завтрашний день.
Сегодня прялка не в работе — но она продолжает рассказывать. Ее отполированное дерево, каждая трещинка — это история семьи, переплетенная с историей народа.
— Мы не просто бережем ее как реликвию. Мы храним ее как часть души нашего народа. Ведь культура — это не только книги и песни. Это и такие вещи — молчаливые свидетели, говорящие без слов, — отметила Фарзия Клепица. — Такой предмет — больше, чем музейный экспонат. Это живая нить, связывающая предыдущие поколения и современников, которые сегодня живут под шаныраком единства и взаимоуважения, — отметила Фарзия Клепица.
А.АХМЕТ.
Фото предоставлено ЭКО «Шатлык».