— убежден Аскар Исин, методист по начальной военной и технической подготовке отдела образования города Экибастуза. В преддверии Дня защитника Отечества мы побеседовали с человеком, посвятившим десятилетия своей жизни воспитанию у молодежи чувства долга, уважения к истории и готовности служить Родине.
В интервью он рассказал о том, как сегодня формируется патриотическое сознание у юных экибастузцев, какую роль играют школы в этом процессе и почему важно с малых лет воспитывать любовь к Отечеству.
— Аскар Естаевич, ваш многолетний опыт позволяет озвучить мнение — что такое патриотизм в контексте сегодняшних реалий. Каковы, на ваш взгляд, основные цели патриотического воспитания, стоящие сегодня перед системой образования и государством в целом?
— Сегодня Казахстану нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные и образованные люди — те, кто готов учиться, трудиться на благо страны и, при необходимости, встать на ее защиту. Об этом говорит методист отдела образования.
В таких условиях патриотизм становится одной из ключевых ценностей. Он объединяет в себе не только социальные, но и духовно-нравственные, идеологические, культурно-исторические и военно-патриотические аспекты.
На современном этапе, когда в Казахстане произошли серьезные изменения в экономике, политике, духовной жизни и системе ценностей, возникает потребность в новых подходах к патриотическому воспитанию молодежи. Эти подходы должны учитывать возраст, психологические особенности, интересы и ценности современных подростков и молодых людей. Особенно важно это в условиях глобализации, когда молодежь все чаще ориентируется на мировые тренды. Считаю, что целью патриотического воспитания сегодня является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Поэтому основная задача патриотического воспитания молодежи в наши дни — сформировать просвещенного и убежденного патриота-гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастного к жизни народа. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство — эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Патриотически воспитанный человек с активной гражданской позицией — это основа безопасности страны. Так, например, героизм и патриотизм наших отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны взаимосвязаны. Эти два понятия — стороны одной медали. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: «Все для фронта, все для победы!». Мужество и героизм казахстанцев на полях сражений и в тылу — яркий пример патриотизма и любви к Родине.
Сегодня важной задачей нашего общества является формирование нации единого будущего. В современном глобальном мире с его многочисленными вызовами и угрозами формирование единой нации очень востребовано. Особая роль в решении этой проблемы отводится подрастающему поколению, молодежи. Именно молодежь будет строить будущее Казахстана. Одну третью часть населения нашей страны составляют молодые люди. Перед ними стоит важная задача — не растерять те достижения, которых достигла наша страна в годы независимости. Молодежи необходимо будет продолжить наши начинания.
— Как, на ваш взгляд, воспитывать у молодежи подлинную любовь к Родине? Какие методы действительно оказываются эффективными в этой, на первый взгляд теоретической, но чрезвычайно важной сфере?
— Когда говорим о патриотическом воспитании, лично я больше всего ценю живое, непосредственное общение. Именно в нем лучше всего передаются эмоции и память о прошлом. Особенно важно, чтобы молодежь могла общаться с людьми, которые сами были свидетелями важных исторических событий.
К сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны почти не осталось. А вот участники Афганской войны 1979—1989 годов — еще среди нас, и их рассказы — настоящий источник жизненного, патриотического и гражданского опыта. Такие встречи с «живыми свидетелями истории» очень сильно влияют на ребят, гораздо больше, чем просто учебник или лекция.
Не менее важны фильмы — и документальные, и художественные — об истории нашей страны, о войнах, которые пережил наш народ. Они тоже помогают молодежи почувствовать связь с прошлым, пережить эмоции, понять, что значат мужество, долг и честь. Экскурсии в музеи, особенно военно-исторические, поездки на места боевой славы — все это отлично дополняет процесс воспитания.
Хорошо работают и военно-патриотические клубы, в том числе детские и молодежные. Это не только занятия, но и возможность почувствовать себя частью чего-то большего — команды, дела, общей идеи.
Большую роль играет и литература — книги о Великой Отечественной войне, о событиях в Афганистане. Но, к сожалению, за последние десятилетия интерес к таким книгам резко упал. Читают их все меньше, а ведь это мощный инструмент воспитания, который нельзя терять.
Есть и другие важные формы — патриотические игры, фестивали, конкурсы. И дети, которые в них участвуют, и те, кто просто наблюдает, в большинстве своем считают такие мероприятия полезными и нужными. А значит, надо расширять участие молодежи в этих инициативах.
Особо хочется выделить военно-спортивные игры, эстафеты — это не просто соревнования, это возможность проявить себя, почувствовать дух товарищества и ответственности. Такие практические формы особенно ценны в патриотической работе.
Вопросам патриотического воспитания молодежи всегда уделяют время в школах и на уровне государства. Но невозможно воспитывать в ребенке что-то одно — любовь к Родине, порядочность, ответственность. Это всегда комплексная работа, и только при таком подходе она даст свои результаты. Я думаю, не нужно воспитывать патриотизм, нужно воспитывать самого человека. Того, кто будет уважать старших, помогать младшим, делать все, чтобы людям, которые живут рядом с тобой, было легко и комфортно. Такой человек и будет патриотом.
— Насколько заинтересованы сами молодые люди в развитии патриотизма? С какими примерами вы встречались на практике? Какая работа проводится в этом направлении?
— С 9 апреля идут различные мероприятия, посвященные 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, — поделился педагог. — Подростки со всех школ города и аулов участвуют в них. И замечу, дети участвуют не по принуждению. Один из таких примеров: готовимся к областному смотру строя и песни, который пройдет в Павлодаре, из ста детей мы отобрали 35. Так около 20 детей, которых мы отсеяли, все равно приходили на тренировки. Дети, зная, что у них что-то не получается, все равно приходили и занимались сами. А если бы вы видели их глаза, когда мы говорили им, что они не поедут…
Во всех учебных заведениях нашего города, согласно плана работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи, проводятся различные мероприятия. Можно упомянуть такие события, как проведение ежегодных военно-спортивных соревнований («Жас улан», «Сарбаз», «Айбын») среди учащихся 10-11 классов города и области. В программе соревнований — огневая, строевая и физическая подготовка, выполнение нормативов по гражданской обороне. Для судейства соревнований привлекаются ветераны Афганской войны и военнослужащие отдела по делам обороны. Сборные команды города ежегодно занимают на областных соревнованиях почетные первые и вторые места.
Третий год экибастузские ребята участвуют в областном фестивале военно-патриотической песни «Батыл жүрек», организованный советом ветеранов Афганской войны Павлодарской области. Кстати, второй год конкурсанты от города занимают Гран-при этого конкурса. Принимать участие школьникам ежегодно помогает городской совет ветеранов Афганской войны.
Традиционным стало проведение смотра строя и песни. В прошлом году сборная команда города заняла первое место среди команд городов и районов области.
В каждой школе работают военно-патриотические клубы «Жас сарбаз» с охватом всех учащихся 10-11 классов. Открыты секции по военно-прикладным видам спорта, организовываются экскурсии в военные учебные заведения. Недавно старшеклассники посетили Музей Вооруженных сил РК в Астане — экскурсию организовали отдел образования при поддержке городского совета ветеранов Афганской войны, городского филиала партии «Аманат» и отдела по делам обороны.
— А как же девушки? Они участвуют в мероприятиях по начальной военной подготовке?
Да, в наших военно-патриотических мероприятиях активно участвуют не только юноши, но и девушки — особенно ученицы 10—11 классов. Причем, скажу честно, нередко девочки показывают себя даже лучше парней.
Например, при разборке и сборке автомата Калашникова некоторые из них справляются быстрее и аккуратнее, чем многие юноши. То же самое можно сказать и о стрельбе из пневматической винтовки — здесь девушки тоже нередко демонстрируют отличные результаты.
Хочу привести еще один интересный пример: ученицы 21-й школы серьезно увлекаются военной историей Казахстана. Каждый год они готовят и публикуют статьи в республиканских изданиях — и это говорит о глубоком интересе и уважении к теме.
Так что можно с уверенностью сказать: интерес к основам военной подготовки есть у всей молодежи, и у парней, и у девушек. Главное — поддерживать этот интерес и создавать возможности для его развития.
— Что пожелаете молодежи и тем, кто занят в сфере военного и патриотического воспитания юных казахстанцев?
Прежде всего — понимать: воспитание будущего защитника Родины начинается не с армейской присяги, а с образа жизни, с ценностей, с того, как молодой человек видит себя и свою страну. Патриотизм — это не лозунги, а повседневные поступки, мышление, отношение к людям, к своей земле, к истории.
Важно, чтобы все, кто связан с воспитанием молодежи — школа, колледжи, спортивные и культурные центры, армейские структуры, родительское сообщество — работали сообща. Только вместе мы можем создать ту самую «среду», в которой у подростков и юношей формируется настоящее чувство долга и ответственности перед своей страной.
Будущее Казахстана — в руках молодых. От того, насколько они будут готовы защищать свою Родину — не только физически, но и морально, духовно — зависит и наша безопасность, и наш завтрашний день. Поэтому участие в патриотическом воспитании — это задача не только профессионалов, но и всех, кому небезразлично, каким будет завтрашний Казахстан.
Мы должны стремиться к тому, чтобы молодые люди не боялись армии, а воспринимали службу как важную часть своей жизни. Чтобы военный билет был не просто документом, а символом выполненного долга. Чтобы каждый осознавал: быть защитником Родины — это честь, ответственность и большая внутренняя сила.
Именно такая молодежь — уверенная, сильная, честная, умеющая думать и принимать решения — нужна нашей стране. И мы все вместе можем помочь ей вырасти именно такой.
Беседовала
Айгуль МЕРЕКЕ.
