Описывая жизнь участников Великой Отечественной войны, обычно делают акцент на боевой путь и военные награды. Но, рассказывая о Жалеле Мукишеве — Почетном гражданине города Экибастуза, герое, награжденном медалью «За отвагу», имя которого увековечено в названии одной из городских улиц, — было бы несправедливо говорить только о его фронтовых подвигах.
Жалел Мукишев — не просто герой войны. Он строил наш родной город, ставший и для него местом, где большая семья разожгла свой очаг, где выросли четверо его детей и десяток внуков и правнуков, где история его невероятной любви с украинской узницей фашистского режима Анной получила свое продолжение и конец.
Великая Отечественная война застала двадцатилетнего Жалела, уроженца села Жана-Аул Павлодарской области, в Монголии, когда тот служил в армии. Узнав о войне, рвался на фронт, но попал туда не сразу. В 1943 году, после окончания Тамбовского пулеметного училища, Жалел Мукишев участвовал в обороне Коломны и Москвы.
А потом «прошагал пол-Европы». Участвовал в форсировании реки Днепр, в Велико-Буклинском сражении, в освобождении городов Киев, Фастов, Житомир, Шепетовка, Тернополь, Винница, Бердичев, Казатин, Львов.
В конце 43-го года был ранен в предплечье и ногу, после госпиталя был направлен в 9 механизированный корпус 616 Львовского минометного полка 3-ей Гвардейской танковой Армии в качестве командира батареи. Затем освобождал города Германии, а 2 мая 1945 года — штурмовал Берлин и освобождал от фашистов город Прагу, где и встретил День Победы.
Но Война 9 мая не закончилась. Нужно было разыскать и переправить на родину сотни бывших узников фашистского режима. Именно тогда Жалел познакомился — и сразу же влюбился — в украинку Анну Лубенец, которую в 1942 году отправили в рабочий лагерь из родного села Поповка Полтавской области.
Анну забрали в лагерь в 20 лет, оторвав от младшей сестры Евдокии и матери Одарки. 904 дня она и еще 25 девушек из ее села жили не лучше рабов — на день давали 175 грамм черного хлеба, спали работницы в бараках на трехэтажных нарах, в матрасах были опилки и клопы, за работу почти не платили, а скромные 25 марок в месяц уходили целиком на еду, которую приходилось грызть сырой по ночам, после тяжелой работы. Анна вспоминала, что в то время все мысли были о еде, девушки постоянно мерзли — тонкая роба и деревянная обувь совсем не грели.
В мае 45-го Берлин завоевали. Как вспоминала Анна Макаровна, город бомбили по 15-20 раз за день, вылезая из бомбоубежищ, горожане удивлялись тому, что на местах, где несколько минут назад были дома, оставались одни руины.
— Советские войска заходили в бараки и говорили: «Вы свободны», но нас, репатриированных, было больше, чем солдат, и никому было переправить нас на родину. Посоветовали устраиваться на работу, потому что война еще не окончена. И ждать, — рассказывала бывшая пленная. — Нас освободила воинская часть «Полевая почта №73425». В пригороде Берлина, в Цоссене, организовали подсобное хозяйство. Туда мы, 25 человек из села Поповки, устроились на работу. Убирали за скотиной, доили коров, пасли скот. Среди солдат хозяйственной роты мне приглянулся парень. Казах, старший сержант, пониже меня ростом, крепкий, со спокойным характером. Звали его Жалел Мукишев…
Вот так Жалел и Анна встретились. И влюбились. В августе 1945 бывших узников фашизма отправляли обратно в Советский Союз, но Анна осталась со служащим еще Жалелом. Вскоре пара по приказу отправилась в Австрию. Именно там, в мае 1946 года, Анна родила Жалелу первенца — сына Володю.
Встретить жену из роддома Жалел не смог — их срочно «перекидывали» в Германию. Друг пары Ильяс Оспанов под свою ответственность выписал Анну и ее новорожденного сына и повез в товарном вагоне вслед за мужем. Малышу было едва больше суток.
В 1947 году на свет появился второй сын пары — Болат. Имя ему выбрал друг семьи Ильяс Оспанов. Разница между братьями была меньше двух лет, но старшему Володе уже приходилось нянчить Болата, пока родители работали. Декретных отпусков тогда не было.
Спустя еще год пара решила вернуться на родину. Добирались окольными путями, с маленькими детьми на руках и всего двумя чемоданами.
— Приехав в родное село — Поповку, я увидела, что оно разрушено. Наш дом был полусожженный: стояли стены да труба от «русской» печки. Муж стал помогать отцу восстанавливать дом, а я нянчила детей и помогала матери по хозяйству, — делилась воспоминаниями Анна Макаровна.
Несколько лет семья прожила в Украине, но в 1950 году родственники Жалела уговорили переехать в Казахстан. Дорога была трудной и долгой. Сначала приехали в родное село Жалела — Жана-Аул, но там ни работы, ни жилья не было. Тогда молодой семье предложили перебраться в только-только строящийся поселок Экибастуз.
Прошедший Войну молодой отец семейства был трудолюбивым и крепким, несмотря на беспокоящие иногда раны и переломы, которые получил еще в Украине, упав со строительных лесов. Жалел устроился плотником в трест «Иртышуглестрой», Анна строила железную дорогу. Работа была тяжелая, садик далеко, так что сыновья «работали» вместе с родителями.
В 1954 году у пары появился третий ребенок — дочь Рауза. Декретный отпуск длился два месяца, после чего Анна снова вышла на работу. Дочурку, как и сыновей, водила с собой. Жалел тем временем строил двухэтажные жилые дома, те, что до сих пор стоят в квадрате Пшембаева-Кеншилер и Царева-Момышулы. Помимо этого, рукам Жалела Мукишева принадлежат здания школ №№1, 3, 4 и 6, горного техникума, бывшего кинотеатра, ныне кафе «Юность», множества коттеджей и многоэтажек.
В 1957 году родилась вторая дочь Мукишевых — Алма. В это время семья уже строила свой дом. Все делали сами, своими руками, подросшие сыновья помогали отцу. Жизнь все еще была нелегкой — после шестидневной рабочей недели Анна и Жалел в единственный выходной — воскресенье — брали детей и шли на свою личную стройку: мальчики посыпали шлаком крышу, Жалел плотничал, Анна мазала глиной стены, а Рауза присматривала за совсем еще маленькой Алмушей. Володе тогда было всего 11 лет, Болату едва исполнилось 9.
Постепенно дом оброс комнатами, во дворе появился сарайчик, завели свое хозяйство: огород, корову, козу и кур. Молоко и яйца продавали, картошку садили прямо в степи. Так и жили.
Все дети семейства Мукишевых пошли по стопам трудолюбивых родителей — почти все избрали рабочие профессии, связанные в основном с угольными разрезами.
Пятидесятисемилетняя история любви закончилась в августе 2002 года. Тогда Анна Макаровна сильно заболела и больше недели пребывала без сознания. Жалел так сильно переживал, что перестал есть. Спустя 17 дней, 28 августа 2002 года он умер.
Похороны Жалела Мукишева собрали более полутысячи человек, почтить память Героя Отечественной войны, Почетного гражданина города, ветерана труда и просто хорошего человека пришли и коллеги, и друзья, и родные. А Анна Макаровна выздоровела и прожила еще 6 лет — ушла из жизни она тихо, с именем любимого мужа на устах, надеясь на скорую встречу на «том свете».
Уже посмертно, но еще при жизни Анны Макаровны, именем Жалела Мукишева была названа одна из улиц Экибастуза. На митинге в честь этого события присутствовала и сама Анна Мукишева. Она рассказывала, как Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Станислав Павлович Куржей, выступая с речью, сказал: «Жалел заслужил. Своими ратными подвигами, своим трудовым вкладом».
Похоронены Жалел и Анна рядом друг с другом на «старом» кладбище Экибастуза. «На надгробных плитах их портреты, — рассказывает старшая дочь Рауза Жалеловна. — На них папа серьезный, а мама — лукаво улыбается».
Жалел Мукишев — обладатель более 15 медалей за участие в Великой Отечественной войне, в том числе «За Отвагу», «Взятие Берлина» и «Освобождение Праги». Анна Макаровна — ветеран труда, награждена юбилейными медалями в честь Великой Победы. Всю жизнь она трудилась наравне с мужем, на благо города и страны.
Полина ХАДЖИБАЕВА.
Фото из архива семьи МУКИШЕВЫХ.
