Летом 2024 года министр здравоохранения утвердил новые Правила осуществления контрольного закупа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уже полгода пищевая и непищевая продукция — во внимании управления санитарно-эпидемиологического контроля. Как проходят контрольные закупки, какие результаты в Экибастузе выявили санитарные врачи — проинформировала на брифинге в редакции газеты «Голос Экибастуза» и.о. руководителя управления санитарно-эпидемиологического контроля по Экибастузу Сандугаш Кымызкенова.
— Контрольный закуп в связи с утверждением новых Правил начался в Экибастузе с августа 2024 года, — отметила С.Кымызкенова. — Единственное выявленное нарушение при реализации продукции — отсутствие маркировки. В целом, продукция, подвергнувшаяся обязательному санитарно-эпидемиологическому анализу — качественная и не опасна для здоровья. Контрольный закуп продукции осуществляется на продуктовых рынках, объектах внутренней торговли, в том числе аптеках, за исключением лекарственных средств и медицинских изделий.
Спикер рассказала, что в управлении санитарно-эпидемиологического контроля создана специальная комиссия, занимающаяся контрольным закупом. При его проведении осуществляется фотосъемка, аудио- и видеозапись. После завершения закупа работник СЭС представляется продавцу, предъявив служебное удостоверение и копию акта о назначении контрольного закупа продукции.
— Закупленная продукция в однодневный срок направляется органом контроля и надзора на санитарно-эпидемиологическую экспертизу, за исключением продукции с истекшим сроком годности или явными признаками недоброкачественности. При выявлении несоответствующей продукции проводится изъятие и отзыв с реализации. Далее проводится расследование с целью установления обстоятельств, причин и условий, вследствие которых наступило нарушение требований нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — уточнила спикер.
С.Кымызкенова также рассказала, на что покупателям нужно обратить внимание при приобретении товаров:
— В первую очередь, необходимо изучить маркировку товара, которая должна быть легко читаемой, представлена на государственном и русском языках с указанием наименования товара, даты изготовления, условий и сроков хранения. Также на упаковке товара должна отражаться информация о составе, пищевых свойствах, особенностях и месте производства. Маркировка продукции знаком ЕАС свидетельствует о том, что товар прошел сертификацию или декларирование соответствия, все необходимые лабораторные испытания, подтвердившие соответствие требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза. Покупатель вправе требовать у продавца документы — декларацию, сертификат о соответствии, свидетельство о государственной регистрации. При отсутствии этих документов или при обнаружении покупателем несоответствий, он может зафиксировать их с помощью фото- и видеосъемки и обратиться в СЭС. Будьте внимательны со сроками годности и условиями хранения продуктов, обращайте внимание на внешний вид и запах продуктов, ведь ваше здоровье — в ваших руках.
Спикер отметила, что в 2024 году утвердили регламент «О безопасности алкогольной продукции». В нем указаны требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения ее свободного перемещения, которые обязательны для применения и исполнения на территории Республики Казахстан.
П.ОХОТНИКОВА.
Фото В.ФАДЕЕВА.