«За выдающиеся достижения в экономическом развитии Республики Казахстан и производственной деятельности присвоить высшую степень отличия — звание «Қазақстанның Еңбек Ері» с вручением знака особого отличия — Золотой звезды и ордена «Отан» Каиргельдину Мурату Амангельдиновичу — машинисту разреза «Восточный» АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», город Экибастуз Павлодарской области».

Стоял в это время экибастузский шахтер и не верил в происходящее. Конечно, он знал, что его пригласили в Акорду для вручения какой-то государственной награды, но что 14 декабря 2020 года Глава государства Касым- Жомарт Кемелевич Токаев наградит его самым высоким званием в стране — ему и в голову такое не могло прийти. Ведь он обычный сельский парень из многодетной семьи, который работал обыкновенным экибастузским шахтёром. Правда на необычной машине. Из-за ковида и его последствий в стране чествования Героя в Экибастузе прошли как-то незаметно. Да и сам Мурат Каиргельдин не такой человек, чтобы кичиться своими достижениями. Но Родина должна знать своих героев. Кто же он такой — второй в Экибастузе после Ришата Амренова Қазақстанның Еңбек Ері — Герой Труда Казахстана?
Кто из мальчишек советской поры не мечтал о подвигах, не стремился защищать свою страну, стать героем? А уж если ты родился в совхозе имени легендарного советского лётчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова, то, безусловно, тебя потянет в небо. Но каждый сельчанин знает, что значит быть старшим сыном в семье, когда у тебя шесть сестрёнок и три братишки. Это именно тебя, старшого, первым будит отец на сенокос, это именно тебе достаются самые тяжелые работы на сельском подворье. Ведь чтобы прокормить большую семью, надо разводить много живности во дворе. И огород у всех немеряный, благо тогда земли всем хватало. Так что с самого раннего детства Мурат был привычен к тяжёлому физическому труду и не считал это какой-то повинностью. А просто выполнял все эти работы потому, что он старший сын в семье и должен помогать младшим.
А после окончания восьми классов поехал на учёбу в Красноармейский сельскохозяйственный техникум. Стипендии были хорошие, да и на питание там не жаловались. А в летние каникулы работал практически без выходных, желая заработать больше, дабы не обременять родителей. После окончания учёбы пришла пора отдать долг Родине — служба в рядах Советской армии. Там служил достойно, и его, как активного комсомольца и отличного воина, приняли в ряды Коммунистической партии и предложили поступать в военное училище. Но сердце сельского парня всё-таки рвётся домой. После демобилизации собрался было устроиться на работу, но с этим вопрос застопорился. В родном селе работа по специальности не нашлась сразу, надо было немного подождать. Да разве будет солдат, полный сил и энергии, сидеть на шее папы и мамы? А тут брат Мамыр Бекбаев зазывает и зазывает к себе в Экибастуз, да ещё прельщает высокими заработками. «Отсюда сможешь больше денег высылать своим братишкам и сестрёнкам», — эта перспектива и прельстила демобилизованного воина. В коллектив монтажников хозрасчетного участка Павлодарского управления «Казпромтехмонтаж» М.Каиргельдина приняли охотно. А как иначе? Парень уже отслужил в армии, коммунист, сельчанин, да ещё с дипломом сельхозтехникума, хорошо знаком с комбайнами и тракторами, наверняка справится и с горной техникой. И не ошиблись в своём выборе. В «Казпромтехмонтаже» уже вовсю производили сборку роторных экскаваторов производительностью тысяча и три тысячи тонн угля в час производства Германии на разрезы. И вовсю гордились тем, что именно им выпала честь монтировать экскаватор ЭРШРД-5000, изготовленный на Новокраматорском заводе тяжелого машиностроения. Это была первая в Советском Союзе машина такого типа, приспособленная для добычи угля.

Слышали бы вы, с каким восторгом Мурат Амангельдинович рассказывает об этом гиганте. Вес экскаватора достигает шести тысяч тонн, высота — 57 метров (как 20-этажный дом). Шестидесятиметровой длины роторная стрела весом 560 тонн завершалась вращающимися роторами с ковшами-зубьями, 268 тонн вес консоли противовеса. Сколько месяцев напряженного труда отдали монтажники, чтобы из десятков тысяч деталей собрать, склепать и сварить эту поистине исполинскую машину. Каждый из работников «Казпромтехмонтажа» вложил в машину частицу своей души, ведь они своими руками собирали экскаватор по винтику.

Конечно, в те годы каждый в Экибастузе мечтал работать на роторном экскаваторе. Не был исключением и Мурат. Поэтому и записался на курсы машинистов экскаваторов. Но желающих трудиться на «Богатыре» было много, а рабочих мест — мало. И только в 1985 году, когда начался набор на новый разрез «Восточный», Мурату повезло. Первый директор разреза Владимир Устинович Аксиньин принял его на работу и направил помощником машиниста в бригаду Юрия Ивановича Голоуса. Приходит Каиргельдин на участок и видит перед собой экскаватор СРс(К)-2000 №4107, который он же сам и собирал. Посмеялись над таким совпадением, но бригадир дружески предупредил, что теперь за техническое состояние экскаватора с него будет особый спрос. Мурат до сих пор гордится тем историческим фактом, что именно на его экскаваторе №4107 (бригадир Ю.Голоус, старший машинист Н.В.Мичко) добыты и погружены первые тонны угля разреза «Восточный» 19 сентября 1985 года. Старшими машинистами, помимо Николая Мичко, трудились в те годы Марат Курмангалиев, Борис Бисекеев, Тагир Жармухамедов, Аскар Дюсекеев. Через восемь лет и сам Мурат стал старшим машинистом. Но до этого год ему пришлось потрудиться машинистом перегружателя. Таковы были требования инженерной службы разреза. С 2003 года стал бригадиром на своём экскаваторе №4107. Поражает отношение Мурата Амангельдиновича к своей работе. Вроде бы вышел человек на пенсию, пусть и совсем недавно, но до сих пор разрез, экскаватор считает чем-то сроднившимся с ним явлением. Словосочетания «мой экскаватор», «наш разрез» так и слетают у него с языка. С какой гордостью рассказывает о своём разрезе, о его уникальности. Послушаем его: «Наш разрез «Восточный» известен в первую очередь тем, что именно здесь впервые в мировой практике спроектирована и внедрена технология добычи угля при наклонном залегании угольных пластов с ограниченной горизонтальной мощностью. Впервые в Казахстане на этом разрезе организована поточная технология добычи угля. Наш разрез «Восточный» отличается от других разрезов тем, что здесь присутствуют усреднительные склады, где осуществляется усреднение по качеству угольных пород, добытых из различных забоев. Благодаря данной технологии, наш разрез может максимально оперативно реагировать на изменения качественных показателей в забое, и в конечном итоге мы отгружаем потребителям всегда качественную продукцию. Валерий Витальевич Привалов был первым начальником участка, мастером УДВР начинал Юрий Николаевич Гончаров. Позже они доросли до должности директора разреза. А я всегда с благодарностью буду вспоминать годы совместной работы с машинистами Алексеем Будаевым, Виталием Искаковым, Ержаном Жамановым, Аскаром Жаналиевым. Всегда в любое время я мог обратиться за помощью к механикам Мурату Ташимову, Владимиру Болатовичу Мукишеву, Александру Искакову. По электрике всегда выручали Владимир Шерегеда, Михаил Федоров, Куанышбек Жиеншинов». Конечнно, Мурат Каиргельдин был готов назвать десяток, а то и сотню имён, с кем он много лет и плодотворно трудился на разрезе «Восточный», но формат газеты просто не позволяет сделать этого.

Ведь только одно перечисление наград займет много места. Судите сами: в 1998 году его фотография украсила Доску Почета разреза. В 2003 году награжден знаком «Шахтерская Слава третьей степени, в 2008 — второй. В 2010 году в день празднования Дня Независимости Президент Казахстана Н.Назарбаев наградил М.Каиргельдина орденом «Құрмет». В 2012 году Мурат Амангельдинович становится полным кавалером знака «Шахтерская слава» и его имя по решению территориального комитета профсоюзов угольной промышленности занесли в список почетных шахтеров, которые выбиты на «Аллее Трудовой Славы» в парке «Шахтёр». В 2016 году награжден знаком «Почетный работник угольной промышленности», а в 2020 — Почетной грамотой и кубком «Профессионал» в номинации «Топливная промышленность» Республиканского телевизионного конкурса профессионалов среди рабочих специалистов по профессиональному мастерству. Когда читаешь эти сухие строки, то надо представлять себе суровый горняцкий труд. С 1985 года он трудился на одном и том же роторном экскаваторе, гиганте высотой 46 метров, который производит обработку забоев угля высотой 20 метров и шириной 60 метров. Вызывает восхищение эта самоотверженность людей, посвятивших себя столь нужной всем нам профессии.
А сам Мурат Каиргельдин с увлечением рассказывает о своих подопечных в детском доме, куда он на протяжении двадцати лет приходил со своими коллегами. Какие только мероприятия они не проводили с детьми, даже домой к себе приводили. С воспитателями сдружились так, что по телефону запросто звонили друг другу и обменивались мнениями по поводу воспитания детей или какие подарки им лучше подарить. Помогали подопечным и по благоустройству территории. Да разве перечислишь все те добрые дела, которые разрез «Восточный» делает для детей? Мурат Каиргельдин не разделяет себя и разрез «Восточный», а считает себя неотъемлемой составляющей единого братства восточников.
От себя добавлю своё наболевшее. В 2021 году Мурата Амангельдиновича пригласили на родину в Актогай. И там среди девяти установленных памятных досок в честь Героев Советского Союза Серика Муткенова, Махмета Каирбаева, Героев Социалистического Труда Мукана Шажанханова, Антона Энгельда, Лекета Сагындыкова, Букена Кызгарина, Кали Каленова, Анеса Ахмединова он с изумлением увидел своё имя, Героя Труда Казахстана Мурата Каиргельдина. Все они уроженцы Актогайского района. Монументальную Аллею Героев создал общественный фонд «Ақтоғай Рухани Жаңғыру», который формируется за счет взносов жителей района. Пора бы и экибастузцам последовать примеру жителей не очень богатого Актогайского района. Не так уж у нас много Героев Социалистического Труда СССР и Героев Труда Казахстана. Чай, не разоримся.
Жумагали СЕЙТЕНОВ.
Фото из архива семьи Каиргельдиновых и Алевтины Кузнецовой.