«Лучший учитель» — так называют Жомарта Кабыкенова ученики домбрового кружка ОДК «Кайнар». Домбрист-самоучка, «простой деревенский парень», который признается, что национальный инструмент открыл ему много дорог в жизни, раскрыл свой главный секрет и рассказал о творческом пути в преддверии любимого праздника — Дня домбры.
В 1978 году в селе Зеленая Роща в семье чабана родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Жомартом. Хотя ни мать, ни отец не играли на домбре, она была в доме, и ее часто прятали от маленького балованного ребенка, боясь, что он ее сломает.

— В те времена достать хороший инструмент было практически невозможно. Просто так в магазине они не продавались, нужно было заказывать, платить большие деньги, — вспоминает Жомарт Кабыкенов. — Моя старшая сестра Ризат играла на домбре, посещала местный кружок, и инструмент был куплен для нее. Но когда родители уходили на работу, а старшие дети — в школу, я ставил табуретку на стул и доставал со шкафа домбру. Перебирать струны я научился раньше, чем читать и писать. Каждый день я в тайне ото всех играл на домбре, а перед возвращением родителей клал ее обратно на шкаф.
Так проходили годы. Родители Жомарта были не строгими, никогда не ругали его, но уважение и трепетное отношение к инструменту было у них в крови, поэтому даже когда подрос, Жомарт продолжал играть только тайно.
— Я учился в одном классе с Амангельды Кожановым и Жанатом Айтбаевым. Сейчас первый — директор Павлодарской филармонии имени Байзакова, а второй — солист Петропавловской областной филармонии. А в пятом классе мы просто играли на домбре и пели на перемене между уроками. Нас заметил классный руководитель и загорелся идеей выступления. В честь празднования 8 марта все село собрали в клубе, мы выступали с несколькими песнями. Только тогда родители и узнали о моем увлечении. И хотя чувствовал я себя ужасно, от волнения, от неуверенности, тот день стал лучшим в моей жизни, ведь мне разрешили прикасаться к домбре дома. Больше ее не прятали на шкаф.
Тем не менее, после поворотного выступления жизнь маленького Жомарта не слишком изменилась. После школы нужно было помогать по хозяйству, а на лето детей всегда забирали на пастбище, где не было не то что игрушек — даже электричества.
— Часто в округе не бывало сверстников, чтобы поиграть. Поэтому мы развлекались, как могли: катались на лошадях, играли на домбре и пели. Домбра была со мной каждый день, каждую минуту.
Сестра, с которой Жомарт брал пример, поступила в Алматинский музыкальный колледж имени Чайковского, сейчас преподает в экибастузской музыкальной школе имени Естая. Когда она бывала дома, учила брата новым мелодиями и трюкам. Они вместе пели и играли на инструментах. Талант Жомарта был виден сразу: раз послушав мелодию, он запоминал ее в точности и мог воспроизвести на домбре, слова песен учил также быстро, и признается, что некоторые помнит до сих пор.
— Когда приезжали гости на машине, я часто слушал кассеты в салоне, пока они дома пили чай. Кроме домбры, это было мое единственное развлечение, своего магнитофона в семье тогда не было. Когда гости уезжали, я наигрывал услышанные мелодии на домбре.

В 9 классе Жомарт Кабыкенов участвует в районном смотре художественной самодеятельности, где занимает первое место и получает самый лучший, по его оценке, подарок в своей жизни.
— Это было очень волнительно. Репетируя для смотра, я уже понимал, что выступление в сельском клубе — цветочки по сравнению с этим. Дышать забывал от волнения, вообще не надеялся, что меня как-то отметят. И вот, получаю я первое место и… домбру. Свою собственную, настоящую хорошую домбру! Только мою. Моей гордости не было предела. С тех пор я не выпускал свой инструмент из рук и всегда с важностью отмечал, что это моя домбра, что я сам ее выиграл на конкурсе. Родители тоже были очень рады, ведь купить хороший инструмент в те времена все еще было проблемой.
Несмотря на это, талантливый парень после девятого класса поступил на мастера широкого профиля в ПТУ Экибастуза. В большой семье музыка всегда расценивалась как хобби, поэтому Жомарт тогда не думал связывать с ней жизнь и карьеру. Но, начав после учебы работать сварщиком, молодой парень убедился, что это не его призвание. К тому же, в 90-е годы были проблемы с зарплатами, а вот в деревне лишние руки всегда были нужны, поэтому Жомарт вернулся в Зеленую Рощу и помогал родителям по хозяйству.
Затем в Экибастузе открылся Высший педагогический колледж, и Ж.Кабыкенов поступил туда на факультет казахской филологии. Учебу часто чередовал с выступлениями, кураторы и директор такую инициативу поддерживали. Так потихоньку Жомарт Кабыкенов стал узнаваемым артистом в городе.
— В моей жизни домбра — ключ ко всему. Она открыла мне множество дорог и помогала во всех сферах, — признается музыкант.
Поняв, что музыка — основа его жизни, Жомарт начинает карьеру артиста, выступает на праздниках, торжественных вечерах и мероприятиях. Молодые годы, пришедшие на конец девяностых, Ж.Кабыкенов вспоминает с теплотой. Признается, что побывал в разных краях нашей большой Родины, познакомился со многими талантливыми людьми, вел интересную, веселую жизнь.
В 2009 году Ж.Кабыкенов устраивается методистом в Атыгайский сельский клуб культурного центра «Атамұра». В его обязанности входит организация и проведение торжеств и мероприятий.
— Для этого нужны были музыканты, певцы, их искали в селе. Я всегда знал, что на родной земле таланты не перевелись, но необходимость обеспечивать себя у сельчан занимает гораздо больше времени, поэтому оттачивать свои умения им некогда. Сердце кровью обливается, когда видишь талант, у которого нет возможности развиваться.
Эта мысль побудила музыканта открыть свой кружок и учить детей пению и игре, чтобы маленьким талантам в селе было где себя развивать. Не прошло и года, как инструментальный ансамбль села Атыгай начал выезжать на областные конкурсы. Когда они три года подряд забирали золото на конкурсе «Асыл мұра», директор ОДК «Кайнар» Фарзия Ниазытовна Клепица предложила Жомарту Кабыкенову открыть кружок для экибастузских детей. Сначала Жомарт отказывался, так как и без того разрывался между своими выступлениями, работой в селе, ведением кружка и семьей, но потом к уговорам подключилась и директор культурного центра «Атамұра».
— В первый год мы смогли собрать только 8 учеников, — с грустью в голосе отмечает Жомарт Кабыкенов. — Ребята учились в школе утром, а в обед приходили в «Кайнар». Многим детям такое расписание было неудобно, поэтому я предложил, чтобы не они ходили ко мне, а я к ним.
Так Жомарт Кабыкенов в свое обеденное время посещал школы для того, чтобы заниматься с учениками в Экибастузе, все еще был методистом в сельском клубе, где тоже вел кружок и организовывал мероприятия, а также участвовал в выступлениях с ансамблем «Мұрагер», который собрал вместе с коллегами из культурного центра.
Несмотря на загруженность, Жомарт Кабыкенов очень трепетно относится к музыкальному образованию детей, болеет за каждое маленькое дарование. В этом году в его кружке занимается уже 30 учеников, которых он сам набирал, посещая школы города и отыскивая таланты.
— Иногда приходится разговаривать и с родителями, просить купить домбру домой, чтобы их ребенок занимался не только на уроках. В игре нужна постоянная практика. Я считаю, что инструмент должен быть в каждом доме. Как еще вы привьете ребенку любовь к музыке? Если в окружении этого нет, то от уроков два раза в неделю никакого желания и любви не появится. Я с домброй не расстаюсь, каждый день играю. Домбра — мой лучший друг, практически часть меня.
В том, что многие родители не видят в творческих профессиях потенциала, Жомарт Кабыкенов отмечает проблему современности.
— Все хотят, чтобы их дети стали айтишниками, юристами. В погоне за комфортной жизнью, модой, мы часто забываем, что все люди разные, и у всех душа лежит к разным ремёслам. Я, основываясь на личном опыте, могу сказать: дело всей жизни должно приносить удовольствие. Если ты любишь то, чем занимаешься, то это в конечном счете начнет приносить тебе доход. Задумываясь о будущем, в первую очередь надо понять, сможешь ли ты всю жизнь заниматься тем, что выбрал. И если ответ «Да», то и деньги придут.
К тому же, как отмечает опытный учитель музыки, талантливый человек талантлив во всем. Можно быть отличным бухгалтером днем, а по вечерам петь в местном клубе.
Жомарт знает, о чем говорит. Шестеро его детей с малолетства увлечены музыкой.
— У нас в семье уже традиция: как только ребенок идет во второй класс — отдаем в музыкальную школу. Специализации выбираем разные, но все дети дома играют на домбре. Даже младшая, ей еще нет двух лет, уже проявляет интерес к музыке: танцует, поет, тянет ручки к домбре. Я никогда не ругал детей за то, что они трогают дорогой инструмент. Нужно прививать им уважение и трепет, тогда и инструменты будут целы, и ребенок научится играть. У меня дома есть и фортепиано, и баян, и, конечно же, домбра. Хочет ребенок попробовать, пусть пробует. Не гасите в детях интерес, не говорите, что игрой не заработаешь. Даже если так, музыка пропитывает историю нашей Родины. Домбра — душа казаха.
Полина ХАДЖИБАЕВА.
Фото Ж.КАБЫКЕНОВА.