Лето — любимое время велопутешественников — возможность заглянуть за горизонт, проложить новые маршруты. Вот и наш земляк — известный велопутешественник, руководитель Центра спортивного велотуризма «8 миля» Анатолий Пырлик не сидит на месте, продолжая реализовывать свои уникальные краеведческие проекты.
— Еще зимой задумал большое количество путешествий по местам, где ещё ни разу не бывал, — рассказал корреспонденту «Голоса Экибастуза» Анатолий Филиппович. — Давно хотел покорить гору Адильбек. Даже предпринимал попытку в феврале. Но сумел реализовать задуманное только наполовину. Потому, как только позволила погода, решительно взял реванш.

Гора Адильбек высотой 403 метра над уровнем моря, расположена в 50 километрах от Экибастуза. Адильбек и гряды гор Балааркалык, расположенные юго-западнее озера Ангренсор, относятся к низкогорным областям Казахстана. Когда-то высокие горы под влиянием внешних сил разрушились, и образовались различные типы рельефа: низкогорья, гряды, мелкосопочники и равнины.
— Степь в центральном Казахстане с небольшими сопками, называемая еще казахским мелкосопочником, это — Сары-Арка (желтый хребет). Сары-Арка представляет собой один из уникальных районов земного шара с большим сочетанием древних ценностей, она занимает большую часть Центрального Казахстана, простираясь с запада на восток на 1200 км. На западе ее ширина достигает 900 км, а на востоке 350 км. Это очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана. Средняя высота 500-600 м. На протяжении миллионов лет здесь хозяйничали ветер и дождь, жара и мороз, снег и вода. Тем интереснее увидеть всю эту красоту своими глазами, — отмечает герой наших публикаций.
На покорение горы велопутешественник отправился ранним утром, взяв с собой необходимую запасную одежду на случай изменения погоды, воду, походный «перекус», навигатор, набор необходимых инструментов для велосипеда и хорошее настроение.
Выехав за город в сторону аэропорта, дорога повернула на рудник Аймандай и уже по степной грунтовой дороге — к заветной цели. По заметкам опытного туриста, степная дорога едва заметна — заросла травой, размыта дождями, в общем, труднопроходима и у неё свои причуды: зигзаги, которые она выделывает, не поддаются пониманию. После дождей на дороге образовались широкие лужи, о глубине которых можно только догадываться.
— Объезжая лужи с разных сторон, я неизбежно терял скорость и наматывал лишние километры. Ехать быстро по столь ненакатанной колее не удавалось, этот участок пути отнял у меня большую часть времени. Мешал и суровый встречный ветер — от него никуда не спрячешься. Мне было интересно посмотреть весеннюю степь. Походные испытания дают, по моим наблюдениям, новый стимул к жизни, самосовершенствованию и яркие впечатления, — делится наш герой.
Отметим, что Анатолий Филиппович — истинный ценитель степной красоты. Мимо его объектива не проскользнет ни один красивый кустик, яркий цветок, необычный пригорок. Замечает он все изменения климата, травмы, нанесенные земле и природе человеком.
— Проезжаю по живописным холмам и вскоре пересекаю русло речки Елемес, на этот раз оно сухое, паводковая вода уже прошла, — вспоминает о миновавшем наш регион бедствии велопутешественник. — Поднимаюсь на следующий холм и, покидая дорогу от заброшенного рудника Аймандай, делаю крутой поворот направо. Здесь моему взору открывается несколько озер, не нанесённых на карту. На самой середине одного из них — несколько пар белых лебедей — картина завораживающая. Дальше медленно продвигаюсь по когда-то хорошо накатанной, а нынче совсем заброшенной степной дороге, прыгаю по бесконечным травяным кочкам. После часа вкручивания педалей равнина постепенно перешла в череду небольших подъемов и редких спусков, дорога пошла под уклон. Это позволило мне впервые за поездку начать переключаться на повышенные передачи и разгоняться до скорости свыше 35 километров в час. Ехать было легко, настроение было отличное.
Едва наш герой миновал бугристый участок степной дороги, взору его открылась и потянула к себе величавая гора Адильбек. По словам Анатолия Филипповича, места здесь очень красивые. Степь пробудилась ото сна, зазеленела сочной яркостью, выбросив первые цветы.
— Минуя сакральные захоронения Куркели, ровная песчаная дорога привела меня к большому крестьянскому хозяйству прямо у подножья горы Адильбек, — восхищаясь красотами степи, продолжает свой рассказ краевед. — Под горой мирно паслись лошади. В ясную погоду отсюда довольно хорошо видны Баянские горы. Немного отдохнув по каменистой дороге, не выходя из седла, поднимаюсь вверх до седловины. Съезжаю с дороги влево и, спешившись, с велосипедом в руках иду по степи прямо под гору; так решил я, пешком будет быстрее. Ещё 4 километра — и я торжественно поднимаюсь на вершину. От геодезического пункта сохранился бетонный прямоугольный знак с чугунной маркой отметки высоты. На ней отлито — ГУГСК НКВД СССР. Он был установлен в период с 1935 по 1938 годы при создании государственной геодезической сети. Давненько это было, но сделано качественно и хорошо сохранилось. На вершине вовсю гуляют порывы вольного ветра. Солнце, едва заметное среди туч, клонится к закату. Вот оно — сладостное чувство, которое испытывают все покорители вершин! Делаю несколько фотоснимков и спускаюсь по восточному склону. Теперь — дорога домой.
По рассказам нашего путешественника, возвращаться обратно интереснее иным маршрутом, нежели тем, что привел к цели. Вот и на этот раз А.Пырлик двинулся на своем двухколесном друге по иному пути — автодороге, идущей к посёлку Курылысшы до разреза «Богатырь». Приблизившись к водоводу, идущему на Майкаин, он свернул в направлении грейдера. Говорит: вдоль водовода дорога хорошая, но местами разбитая лошадьми в распутицу, что затрудняет движение, за поворотом водовода, на взлёте дороги, интересная картина — впереди образовались два озера и дорога в низине затоплена. В сумерках дорога обманчива — под корочкой солончака наш путешественник не заметил раскисшую грязь и намотал её на колёса. Для полноты испытаний, колея закончилась перед огромными полями вязкого солончака, и тут герою публикации досталось по полной.
— Солончаки представляют собой обширные по площади плоские пониженные участки земной поверхности, заливаемые в весенние месяцы паводковыми водами. Верхний слой солончаков в дождливый период из-за переувлажнения разжижается, однако и в засушливое время года под образующейся на поверхности твердой корочкой он сохраняется переувлажненным. Мокрые солончаки иногда в течение всего года непроходимы как для автомобилей, так и для тракторов на гусеничном ходу, — поясняет знаток природы Казахстана. — Надеясь преодолеть этот участок пути, не сходя с велосипеда, я двинулся было вперед, и какое-то время колёса велосипеда упорно пробивались через солончак, но на вид безопасный отрезок суши тут же преподнес сюрприз. Даже в заметно сухую погоду обманчивый грунт оказался насквозь пропитан влагой и сразу начал продавливаться под колесами велосипеда. Передвигаться по такой поверхности не было возможности. Испытывать судьбу в очередной раз я не стал и, пока еще не стемнело окончательно, вернулся назад к развилке дорог, свернув в этот раз ещё левее. Пришлось объезжать эти топкие места по сухой степи, постепенно поднимаясь из протяженной низины на грейдер.
Когда А.Пырлик выехал на грейдер, ведущий в Экибастуз, солнце уже пряталось за горизонтом. При свете уличных фонарей его встретил родной город.
Поход был пройден успешно. Как отметил наш герой, он получил ценный опыт и замечательные впечатления от всех испытаний и событий.
— У меня иногда спрашивают: «Зачем это все? Чего не сидится дома?». Я тогда отвечаю вопросом на вопрос: «Как можно закрывать глаза на всю эту красоту, не вдыхать свежий воздух, не жить полной жизнью?». Нельзя! Жизнь — это движение! — делится мыслями спортсмен и патриот Экибастуза.
Алия АХМЕТ.
Фото А.ПЫРЛИКА.