Пани Антонина — так называют Антонину Ивановну Островскую в католической общине Экибастуза. 83-летняя бабушка — одна из старейших его прихожанок: она словно олицетворяет собой польскую и католическую культуры, неразрывно связанные в жизни. Однако своей Родиной пани Антонина называет Казахстан — здесь родилась, прожила всю жизнь, вырастила детей и внуков. И даже на пенсии, побывав в Польше, с радостью вернулась домой — в Экибастуз. Наш молодой город рос и строился на глазах Антонины Ивановны, о чем она сейчас с гордостью вспоминает…
Детство у Антонины Островской было тяжелое — она росла в многодетной семье депортированных в Казахстан поляков. Родители ее — Иван и Бронислава Островские — проживали в Хмельницкой области Украины, откуда в 1936 году вывезли более 40 тысяч этнических поляков и немцев. Жернова сталинских репрессий «перемололи» миллионы неугодных советской власти: эта категория населения не принимала коллективизацию, а благодаря трудолюбию и бережливости имела свое подворье, скот, имущество. Еще один повод считаться «неблагонадежными» — историческая религиозность, которую советская власть простить не могла.


Поэтому сотни тысяч семей были просто изгнаны с родной земли: власть вывезла их одним днем, чтобы не было возможности собрать или продать имущество. Взрослых и детей отправляли на поездах в разные регионы Казахстана — здесь нужно было осваивать землю, строить и развивать колхозы. Обещали дома, условия — а оказались польские и немецкие семьи буквально в голой степи.
— Как мы жили, никому не пожелаю, — со слезами вспоминает Антонина Островская. — Конечно, сейчас я уже плохо помню все, но некоторые моменты особенно врезались в память. Семья была большая — 9 детей, я — третья по старшинству. Жили в землянке, построенной моими родителями. Было очень холодно. Но больше всего запомнился постоянный голод. Родилась я в самом начале войны, в 1941 году — еды не было вообще, все, что было, отправляли на фронт. И наше село Глубокое, в Северо-Казахстанской области, населяли такие же поляки и немцы, которые вынуждены были выживать как могли. Многих отправляли на фронт, но отца, как единственного кормильца многодетной семьи, оставили в тылу. Помню, как летом мы, совсем маленькие, собирали любую траву, которую можно было съесть — например, лебеду. А в особо голодные зимы родители умудрялись «вредить» советской власти — уносить с зернохранилища по горсти пщеницы. Эта горсть спасала жизнь нам, детям. Потом появилась корова — и мы выпивали в день по стакану молока вместе с лепешкой из муки грубого помола. Помню, как мама шила нам одежду из необработанного льна — она кололась и натирала кожу до крови. Но больше носить было нечего…
От автора: По некоторым данным, в период с 1936 по 1941 годы насильственному переселению подверглись до 1,2 млн этнических поляков. В 1989 году была принята Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», согласно которой были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений.
***
По воспоминаниям Антонины Островской, польская культура тоже была под запретом. Но, несмотря на это, родители продолжали помнить свои корни: говорить на польском языке — хотя бы дома, пока никто не слышит. После смерти Сталина ситуация стала легче, и тогда сама Антонина начала учить польский, чтобы понимать и уметь читать. Католическая вера тоже всегда была в жизни: родители, несмотря на угрозу доносов, молились дома, вспоминали Евангелие и чтили традиции католиков.
Из-за нищеты, которая продолжалась долгие годы, нашей героине пришлось рано повзрослеть: после школы пошла работать в колхоз. В 16 лет ухаживала за молодняком, убирала загоны. Потом стала дояркой. Таскала тяжелые ведра, доила в день до 30 коров. Так отработала 8 лет и вышла замуж. Мужу поставила условие — уезжаем в другой город, ищем место, где мы могли бы жить и работать.
Молодая семья приехала в Экибастуз в 1964 году. С мужем — тоже поляком из родного поселка — жизнь не сложилась. Однако двое детей Антонины Ивановны были воспитаны с уважением к польской культуре, национальным традициям, языку. Дети и внуки тоже приняли католическую веру.
— Самые главные праздники у поляков — это Рождество и Пасха, — поделилась наша собеседница. — В эти дни мы все объединялись, радовались, угощали друг друга, даже несмотря на то, что жизнь по-прежнему была трудной. Я, конечно, постаралась передать все наши традиции детям и внукам. Живя в Казахстане, мы радуемся всем праздникам — и Рождеству, и Наурызу.
Долгие годы Антонина Островская посещала польский центр «Полония», принимала участие в праздниках и поездках. Сейчас, в силу возраста и проблем со здоровьем, старается проводить время с внучками и правнучками.
***
Экибастуз — город, который собрал в начале 60-х годов молодых энтузиастов с разных регионов Казахстана и других стран бывшего Советского Союза. Антонина Островская вспоминает: здесь была такая же суровая степь, как и в Северном Казахстане. Зимой — метели, ветра, мороз до минус 40. Но город быстро рос и строился: вместе с угледобывающими предприятиями, ГРЭС, развивалась инфраструктура, строили дома, больницы, детские сады. Была надежда на будущее — в нашем городе жили и работали трудолюбивые люди.
— Что мне навсегда запомнилось, как из детства, так и уже во взрослой жизни в Экибастузе — это хорошее отношением к нам, полякам. В детстве я спрашивала у родителей, как мы выжили. А они мне отвечали не раз: благодаря казахам. Только они и спасли нас, переселенных, дали нам кров на первое время, помогали с едой, делились всем, что есть. Никогда в Казахстане я не ощущала себя чужой, всегда в Экибастузе мы жили в мире и согласии: казахи, русские, поляки, немцы, чечены — все нации. И наш Дом дружбы, который я посещала — этому подтверждение. С какой радостью и весельем проходили праздники! Как мы дружно отмечали Наурыз, 8 марта, День единства народа Казахстана. Ведь все мы живем в одной стране. Наш Казахстан стал Родиной многих народов, пусть когда-то это не была наша воля, но здесь мы обрели дом.
Даже о поездке в Польшу, на которую Антонина Ивановна решилась уже на пенсии, она вспоминать не любит. Просто говорит, что дома лучше. Сейчас пани Антонина с гордостью замечает, что Экибастуз стал современным, удобным и комфортный городом как для молодежи, так и для старшего поколения.
1 мая, в День единства народа, пани Антонина обязательно созвонится со старыми друзьями. А молодежи ветеран польского этнокультурного объединения желает только одного — любить и ценить нашу общую Родину и помнить об уроках истории, чтобы не повторять ошибок прошлого.
Ксения Кобеляцкая.
Фото автора и из архива А.Островской.