На областной event-встрече «Безопасное будущее: Профилактика правонарушений среди подростков», прошедшей в новом центре детского творчества «Самғау» отдел образования Экибастуза представил эффективную модель межведомственной работы, демонстрирующую значимый результат — два года без подростковой преступности в регионе.
Достигнутый показатель — результат слаженной работы всех звеньев: отдела образования, школ и детских садов, правоохранительных органов, прокуратуры, социальных служб и родительской общественности.
По информации руководителя отдела образования Лауры Дисюповой, на сегодняшний день в Экибастузском регионе функционирует 42 школы — 26 городских и 16 сельских, включая 2 частные, с числом обучающихся 22 809 человек. Общее количество детей до 18 лет составляет 40 162, из которых более 6600 состоят в группе риска — это почти треть от общего числа школьников.
Такой рост числа выявленных случаев трудной жизненной ситуации (с 1605 до 6663 детей) — не признак ухудшения, а результат более точной диагностики и расширенного подхода к оценке рисков. В зоне особого внимания: дети из неполных, многодетных, социально уязвимых семей, дети с инвалидностью, без жилья, дети с девиантным поведением и другие уязвимые категории, — отметила главный педагог Экибастуза.
В то же время, несмотря на значительное расширение охвата и улучшение системы выявления, подростковая преступность в регионе остается на нулевом уровне (2023—2025 гг.), что само по себе — значимое достижение.
Среди ключевых проектов, продемонстрированных на встрече, — «Учимся в безопасности», основанный на мониторинге и межведомственном реагировании. Один из центральных кейсов встречи — проект «Учимся в безопасности». В его основе — постоянный мониторинг семей, находящихся в зоне риска и трудной жизненной ситуации, чёткие алгоритмы реагирования, циклограммы посещений и слаженное межведомственное взаимодействие.
— «Каждая школа работает по индивидуальному маршруту сопровождения семьи. Если есть риск, что ребёнок окажется в трудной ситуации — действуем оперативно, — отметила Лаура Дисюпова.
Работа ведётся по четко выстроенному механизму: составлены чек-листы обследования семей, утверждены циклограммы посещений, каждое образовательное учреждение разрабатывает индивидуальные маршруты сопровождения. Визиты к семьям проводятся с учетом степени риска: к неблагополучным — еженедельно, к сиротам и детям без попечения родителей — ежемесячно, к социально незащищённым — раз в квартал. По итогам рейдов предпринимаются конкретные меры — от юридической помощи и документирования до трудоустройства и предоставления жилья.
На особом контроле — семьи опекунов и патронатные семьи. С 1 сентября 2023 года в регионе работают Центры педагогической поддержки родителей, предоставляющие практическую помощь в вопросах воспитания, детско-родительского общения и профилактики конфликтов.
Не менее важным стал проект «Карта друзей», реализуемый в школе №5. Как рассказала на встрече директор школы Наталья Зеленкевич, этот инструмент позволяет ребёнку обозначить круг доверенных лиц — от семьи до педагогов, а также безопасные маршруты, места и контакты в сети.
Такой подход помогает выявить детей в изоляции, сформировать навыки безопасного поведения и повысить уровень эмоционального доверия, — информировала педагог.
Другой яркий кейс — «Подросток и Закон». Это формат правового просвещения в виде инсценированных судебных процессов, позволяют школьникам понять последствия правонарушений и почувствовать реальную ответственность. К слову, участники встречи увидели его в действии на event-встрече: ученики одной из школ представили инсценировку разбирательства по делу о разбойном нападении с применением холодного оружия.
Еще одна эффективная модель воспитательной и профилактической работы — «Біртұтас тәрбие», реализуемая через работу Советов отцов и матерей, охватывает множество направлений: мотивационные встречи с отцами, правовые недели, совместные мастер-классы и участие в республиканских форумах. Подобные практики не только усиливают роль родителей в воспитательном процессе, но и формируют ценности через личный пример.
В Экибастузе также активно действует Клуб семейного общения «Жанұя», психологи которого оказывают поддержку в сложных ситуациях. Только в этом году, по данным Л.Дисюповой, проведено 38 консультаций, подготовлены заключения для суда, ведётся работа по восстановлению детско-родительских отношений.
На особом контроле находятся случаи насилия, буллинга и других форм агрессии. Разработан алгоритм раннего реагирования, действует единый телефон доверия «111 AMANAT». Охват информацией — максимальный: в школах, на сайтах учреждений, в социальных сетях.
Немаловажную роль играет и институт школьного омбудсмена. В каждой школе ведётся работа по защите прав детей: действуют анонимные опросы, «Сенім жәшігі», уроки личностного роста, клубы медиации и консультации с психологами. В тесном взаимодействии работают заместители директоров, педагоги, психологи и родители. Такой слаженный механизм позволяет оперативно реагировать на трудности и предотвращать потенциальные конфликты.
В рамках проекта «Құқық бұзушылықсыз жаз!» реализуются квесты, тренинги и спортивные мероприятия, направленные на занятость подростков в каникулярный период. Программа «Қызықты сенбі» — ещё один яркий пример, как можно увлечь школьников интересным досугом и снизить риск деструктивного поведения.
По итогам встречи эксперты, представители областной и городской прокуратуры, полиции и общественные актививсты отметили результативность реализуемой системы и необходимость масштабирования самых эффективных кейсов.
Алия АХМЕТ.
Фото автора.