В Экибастузе незрячие дети наравне со всеми сверстниками могут посещать детский сад. Для создания инклюзивной среды и апробацию модели включения детей с инвалидностью по зрению в общеобразовательный детский сад в городе стартовал пилотный проект «Открываем мир: ранняя поддержка».
В рамках проекта при поддержке Фонда ДАРА и компании ОРИКА КАЗАХСТАН отделом образования Экибастуза в детском саду №4 созданы условия для обучения и воспитания незрячих дошкольников, а педагоги образовательного учреждения приступили к обучению по работе с такими детьми.
В первом из цикла практико-ориентированных семинаров «Организация воспитательно-образовательного процесса для детей с нарушением зрения в дошкольной организации», прошедшем в КГКП «Ясли-сад №4» приняли участие воспитатели и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения детского сада, представители городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) и родители.

— В Казахстане насчитывается более 8000 детей с нарушениями зрения, в Экибастузе 25 детей имеют нарушения по зрению, один незрячий ребенок дошкольного возраста уже посещает детский сад №4, — рассказала руководитель ПМПК Назигуль Акильшинова.
Специалист подчеркнула, что каждый ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на обучение и воспитание. Для реализации его конституционного права на получение образования должны создаваться специальные условия.
Важно отметить и то, что дети, которые ввиду ограничения зрительной функции, не могут посещать детские сады, обучаться в коррекционных или общеобразовательных классах, вынуждены уезжать от семьи в интернаты, открытые лишь в крупных городах республики, либо оставаться на надомном обучении. Однако детям необходимы не только образование, но и полноценное развитие с самого раннего возраста, а также общение и социализация. Для незрячих детей, интеллект которых в большинстве случаев полностью сохранен, главным препятствием становится отсутствие специальных условий и обучающих материалов по месту проживания, а также недостаток услуг специалистов, в том числе по обучению основным жизненным навыкам (ориентирование в пространстве, самообслуживание). Ввиду этого незрячие и слабовидящие люди остаются одной из наиболее уязвимых групп среди людей с инвалидностью, процент трудоустроенных и ведущих самостоятельную жизнь среди которых крайне низок.
Решить проблему призвано инклюзивное образование — обучение, при котором каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Благодаря созданным условиям и обучению педагоги детского сада №4 смогут работать с дошкольниками, имеющими нарушения по зрению, в том числе с незрячими детьми. Как рассказала тренер-тифлопедагог Наталья Семеренко, задача стартовавшего обучения — повысить профессиональную компетентность педагогов в области работы с детьми с нарушениями зрения, создать условия для раннего развития детей с особыми потребностями и научить воспитателей внедрять эффективные модели включения незрячих детей в образовательный процесс.
— Каждый ребенок, независимо от особенностей развития, имеет право на полноценное детство и качественное образование. Проект «Открываем мир: ранняя поддержка» направлен на создание условий, при которых дети с нарушениями зрения смогут получать образование, развиваться и реализовывать свой потенциал, — отметила руководитель отдела образования Экибастуза Л.Дисюпова.
По информации руководителя отдела, на сегодняшний день детский сад №4 — четвёртое дошкольное учреждение в Экибастузе, где развивается инклюзивное образование и созданы условия для детей с различными нарушениями. Ранее в детских садах №24 и №25 были открыты группы для детей с задержкой речевого и психического развития, которые посещают 200 дошкольников, в специальном детском саду №13 функционируют 12 групп для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе группы для детей с расстройством аутистического спектра.
Л.ПАВЛОВА.
Фото автора.