Помнить о своих корнях — значит, помнить и о ритуалах, сопровождающих жизнь кочевого казаха. Многие из них берут начало с древних времен и имеют глубокий смысл. В нашей национальной культуре имеются как известные традиции и ритуалы, так и почти забытые суеверия.
Исследователь-любитель литературно-исторического наследия казахского народа — наша землячка Наргиз Макраева рассказала о самых примечательных казахских суевериях, их происхождении и смыслах для наших предков. При поддержке Центра развития молодежных инициатив девушка подготовила и распространила в социальных сетях мини-фильм о некоторых казахских суевериях.
Среди них попадаются как вполне понятные и сохранившиеся в нашей жизни по сей день, так и совсем неочевидные.

— Например, «Күрсінбе» — дословно: «Не вздыхай». Считалось, что вздохи привлекают зло, поэтому, особенно если у человека все хорошо, его просили не вздыхать, не привлекая тем самым плохое к себе и близким, — рассказывает Н.Макраева.
— Или примечательный обряд «Айналма». От него, кстати, появилось слово «айналайын» — непереводимое дословно на другие языки ласковое обращение у казахов. Обряд состоял в том, чтобы отцу семейства, если болеет ребенок, надеть одежду шиворот навыворот, пояс на шею и пройтись трижды вокруг юрты, где лежит больной ребенок, приговаривая «айналма, жаман болады». Таким образом, болезнь переходила на родителя. Или если птица нечаянно попадала в дом, ее кружили вокруг головы и отпускали, веря, что она забрала с собой все невзгоды. Кроме того, мясо или хлеб, завернутые в ткань, трижды переворачивали над головой провожаемой девушки, чтобы она не забрала благословение родного дома.
Еще одно суеверие живо до сих пор. Многие бабушки говорят детям: не бежать домой, не наступать на пороги или не зевать, не прикрыв рот. У всех этих, казалось бы, простых действий, есть свои объяснения. Например, в неспокойные времена ребенок мог бежать домой, чтобы сообщить о нападении врагов, которых он заметил, гуляя. Поэтому бежать домой без причины, а не идти спокойно, считалось плохой приметой.
На пороги же нельзя было наступать по той причине, что юрты — не такие крепкие сооружения, как современные дома. Деревянные опоры и пороги были несущей конструкцией, сломав которую, можно было покосить или даже повалить всю юрту. Поэтому кочевые народы всегда переступали порог, не задевая его ногами.
Ну а простой зевок, не прикрытый рукой, мог выпустить душу из человека или затянуть внутрь демона. А еще, как отмечает Наргиз Макраева, зевать с открытым ртом, как и сейчас, в давние времена было просто неприлично.
— Некоторые не обращают внимания на то, что казахские ритуалы со временем забываются. А ведь ритуал имеет глубокий смысл, он связывает нас с нашими предками, дает нам пищу для размышления и понимания жизни предыдущих поколений. Это те корни, которые связывают нас с историей, поэтому давайте будем осторожны и донесем знания о нашей культуре, ритуалах и суевериях до следующего поколения, — подытожила Наргиз Макраева.
П.ОХОТНИКОВА.